«Стены учат»: 3 признака хорошей школы с точки зрения архитектуры

Атмосфера, в которой растет и учится ребенок, влияет на формирование его личности и предопределяет сценарий взрослой жизни.  В преддверии 1 сентября Urban Group провела исследование и выяснила, как должна выглядеть идеальная школа. Эксперты сходятся во мнении, что архитектура и интерьерные решения среднеобразовательного учреждения оказываются не меньшим стимулом для развития ребенка, чем знания, полученные в ходе обучения. 
 
1. Школьное здание должно быть архитектурно привлекательным
Исторически доказано, что эстетически продуманная среда учебного заведения с ухоженной прилегающей территорией даёт больше возможностей для детской самореализации. Неспроста учебные заведения, выпустившие в мир не одну дюжину гениев, всегда открывались в зданиях с гармоничной архитектурой. Например, на территории Царскосельского лицея, альма-матер  Александра Пушкина, безупречно сочетались классическая архитектура и парковое искусство. Или же знаменитая частная британская школа для мальчиков - Итонский колледж, основанный в 1440 году по приказу английского короля Генриха VI, среди выпускников которого значатся принц Уильям, принц Гарри, премьер-министры страны Уинстон Черчилль и Дэвид Кэмерон. Выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский считал, что красота и удобство окружающего пространства побуждают взаимодействовать с ним как можно интенсивнее: познавать, изучать, творить. Школы, построенные по авторским проектам, с классической архитектурой, высокими потолками и большими окнами способствуют творческому воспитанию ребенка. 
 
2. Высота потолков в классе влияет на успеваемость детей
На успеваемость ребенка в школе влияет множество факторов. Один из них – физический и эмоциональный комфорт от нахождения в помещении. Американские ученые Шерри Арентцен и Гэри В. Эванс, изучающие влияние дизайна школ на поведение детей, обнаружили: чем выше потолки в классе, тем больше желание ребенка учиться. Происходит это от того, что в помещении с высокими потолками человек по максимуму использует творческое и абстрактное мышление, легко включает воображение и креативные свойства своей натуры. В то же время низкие потолки создают чувство ограничения, подавленности и способны снизить личностную самооценку.  Высокие потолки — это больший объем воздуха в классе и, следовательно, запас кислорода в пересчете на каждого ребенка. В помещениях с высокими потолками лучше соблюдаются такие эргономические условия, как свежий воздух, естественное освещение и комфортный режим влажности. Солнечный свет способствует росту и развитию детского организма. При недостаточном освещении ученики слишком низко склоняются над учебниками и тетрадками, что провоцирует появление близорукости. 
 
3. Цвет стен в классе влияет на настроение, продуктивность и аккуратность учеников
По данным исследования Л.Е. Максвела «Безопасная и доброжелательная школа: что думают ученики, учителя и родители», учащиеся считают важным, какого цвета стены в их школе и откровенно признаются, что порой им не хватает цвета и они чувствуют себя, как в тюрьме. Санитарные нормы и правила рекомендуют использовать для стен учебных помещений светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого и голубого цветов. Специалисты советуют окрашивать стены в младших классах в яркие теплые цвета. Для средних и старших классов рекомендуется использовать более холодные цвета, которые увеличивают способность к концентрации. Если в помещении учатся первоклассники, оптимален желтый цвет стен, если ученики средней школы — зеленый, а для старшеклассников отлично подойдет голубой.   В идеале стена за спиной учителя по цвету должна отличаться от остальных поверхностей, в этом случае глаза учеников будут уставать меньше. 
 
Не стоит забывать и о том, что эти же самые правила действуют и на организацию пространства в детской комнате в рамках квартиры. Так, специалисты при выборе жилья рекомендуют особое внимание уделять эстетике архитектуры дома или комплекса, высоте потолков (исследование Urban Group подтверждает: наиболее комфортная высота потолков при длительном нахождении человека в помещении составляет от трех метров и выше) и спокойным, но жизнерадостным интерьерным решениям при оборудовании личного детского пространства.