Перспективы развития Москвы – недвижимость и транспорт

Реальный город Москва давно больше его административных границ, считает Карима Нигматулина, и.о. директора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»

Москва – это город с колоссальным потенциалом. Она входит в рейтинг шести глобальных городов Европы, в двадцатку самых крупных глобальных городов мира. Об этом заявила Карима Нигматулина, и.о. директора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» на недавней конференции Форума лидеров российского рынка недвижимости RREF. Модератором конференции выступил главный редактор портала www.irn.ru Сергей Жарков.

Для сравнения: в рейтинге 27 самых привлекательных городов для развития в мире Москва занимает восьмое место в категории «экономическое влияние» (благодаря успешным привлечениям иностранных инвестиций) по версии Cities of Opportunities 2012, подготовленномPricewaterhouseCoopers совместно с организацией Partnership for New York City. Какая часть этих иностранных инвестиций направлялась с Кипра или офшорных зон, пока оставим «за кадром». С Парижем Москва разделила 7-8 места в номинации «устойчивое развитие и окружающая среда»; городу присвоено пятое место по объему капиталовложений; восьмое - по количеству головных офисов компаний из списка Global Fortune 500; а вот по росту реального ВВП Москва занимает 12-е место. Подробную презентацию доклада Каримы Нигматулиной можно посмотреть ниже (скачать презентацию Каримы Нигматулиной  «Москва – центр роста»)

Почему такие высокие места в рейтингах
За счет того, что есть спрос населения на жилье, на офисы, разные виды инфраструктуры, отвечает Нигматулина. Обеспеченность жильем в Москве – 19 кв. м на человека. В других сопоставимых городах этот показатель колеблется от 27 до 35 кв. м на человека.

Москва – крупнейший «хаб», транспортный узел России. Поэтому транспортная инфраструктура города важна не только для самой столицы, но и для всей страны. Развитие московского транспортного узла является ключевой задачей не только для самого города, для Московской области, но и для всего государства.

Если посмотреть на существующую ситуацию, когда действует генеральный план, утвержденный в 2010 г., то мы увидим, что те показатели, которые там обозначены, уже достигнуты – по населению, по темпам автомобилизации. И достигнуты быстрее, чем кто-либо ожидал. «Транспортная инфраструктура не успевает за корректировками генерального плана, нужно, чтобы она соответствовала темпам жизни», – сказала она.

Но одна из главных причин, которая заставляет корректировать нынешний генеральный план – присоединение к Москве колоссальной новой территории. Это 1450 кв. км, для которых необходимо разрабатывать новый генплан.

При разработке генплана нужно учитывать не только нынешние границы Москвы, но и масштабы всей Московской агломерации. Реальный город Москва уже больше его административных границ.

Москва – границы реального города

Источник: материалы конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации. Разработчик – архитектурно-дизайнерская мастерская профессора А.А. Черникова

Полицентричное развитие
Один из основополагающих принципов развития Москвы – это полицентричное развитие. Сейчас развитие и поддержание транспортной системы сдерживает «маятниковая миграция». Люди проживают в спальных районах, а работают в центре города. Для эффективности ее использования нужно, чтобы точки и центры приложения труда равномернее распределялись по городу. Но когда мы говорим о полицентричности, мы говорим о новых центрах, о новых «якорях», которые будут развиваться не только на территориях Большой Москвы, но и на территориях старой Москвы.

Обычно, когда говорят про перспективы, хочется узнать, что именно происходит сейчас. Стабилизация застройки и реновация исторического центра. ЦАО – это историческо-культурное достояние города, богатство, которое необходимо сохранить. С другой стороны, есть очень много ветхих зданий, территории которых нужно использовать более рационально.

Потенциал обновления этого ветхого фонда составляет более 1 млн кв. м, и сейчас это направление будет развиваться. Приоритеты будут отдаваться гостиничному, жилому фонду и фонду апартаментов. Нам нужны места проживания в центре города, чтобы минимизировать «маятниковые миграции».


Транспорт 
Самая главная часть транспортного комплекса Москвы, которая будет развиваться – Московский метрополитен. До конца 2020 г. планируется построить более 150 км линий метро, 78 станций. Эти темпы не то, что выше, они несопоставимы с темпами строительства метро в Европе или США. Аналоги есть только в Китае.

Одновременно нужно развитие мультимодальной транспортной системы – развитие транспортных узлов. В Москве запланировано строительство или реконструкция 255 транспортно-пересадочных узлов.

Из них 31 находится на Малом кольце Московской железной дороги. Это дополнительный коридор, который позволит повысить мобильность людей, использующих общественный транспорт.

Улично-дорожный каркас дорожно-уличной сети города. Темпы на ближайшие три года уже заложены и зафиксированы в адресно-инвестиционной программе.

Перспективы развития 
Туризм и спорт. Москва – не менее интересный город, чем Париж, хотя в российскую столицу приезжает в 10 раз меньше людей. Развитие гостиничных комплексов, других объектов инфраструктуры, необходимой для развития этой отрасли, будет активно поддерживаться московским правительством. Драйверами развития станут чемпионаты мира по футболу и хоккею.

Еще одно направление, которое станет приоритетным для Москвы, – промышленные зоны. Развитие Малого кольца железной дороги – пассажирские перевозки по нему планируется запустить до 2015 г. Поэтому прилегающие территории могут стать интересными для инвесторов.

Территории Большой Москвы
На присоединенных территориях запланировано 12 точек роста. Это административный, медицинский, образовательный кластеры, также здесь рассматривается развитие аэрополиса Внуково, кроме того, здесь приемлемо развитие логистических проектов.

Еще одно направление развития этих территорий – лесопарковое. Юго-запад – легкие Москвы, ветры в основном дуют с этой стороны, поэтому значительная часть земель будет сохранена за парками. Это будет оставаться приоритетом.

Документы 
Особое внимание приковывают технологии разработки градостроительных документов. Сейчас разрабатываются территориальные схемы для двух новых административных округов Москвы – Новомосковского и Троицкого, результаты этой работы лягут в основу генерального плана, но также будут являться базой для развития этих новых территорий, подчеркнула Нигматулина.

После разработки этих схем следующий крупный градостроительный документ, который появится, – это будет новый генеральный план города Москвы, который будет разрабатываться по новым методикам мастер-планирования.

Дополнительная работа, которая ведется московским правительством, – это развитие этих документов с учетом взаимодействия с правительством Московской области.

Скачать презентацию и.о. директора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Каримы Нигматулиной «Москва – центр роста»