Итоги I квартала на рынке апартаментов

Аналитики компании «Метриум» подвели итоги I квартала на первичном рынке апартаментов Москвы. Объем предложения сократился на 7,6%. За исключением массового сегмента, во всех классах отмечен рост средней цены квадратного метра.
 
По данным компании «Метриум», по итогам I квартала 2019 года на первичном рынке апартаментов экспонировалось 119 комплексов с общим объемом предложения порядка 10 3551 лотов (площадью 766,5 тыс. кв. м). За отчетный период рынок пополнился пятью новыми проектами2.
 
В I квартале в продажу поступил также новый корпус во второй фазе проекта «Ривер Парк». Одновременно с этим в двух комплексах продажи были приостановлены (ВернадSky и Quartet House), еще в восьми – проданы последние лоты. За отчетный период объем предложения снизился по количеству лотов на 7,6%, по общей площади – на 3,8%.
 
Эксперты «Метриум» отмечают, что в структуре предложения по округам лидером по количеству проектов с апартаментами стал ЦАО (50,4%). За квартал его доля увеличилась на 1,6%, что обусловлено выходом в продажу пяти новых проектов в локации. Структурные изменения в проектах САО и СВАО уменьшили их доли в общем объеме до 13,4% и 12,6% соответственно (на 0,4 п.п. каждого). Доли остальных округов варьировались от 0,8% до 7,6%. По количеству апартаментов в экспозиции большая часть предложения относительно равномерно распределилась между тремя округами: ЦАО (26,5%), СВАО (24,6%) и САО (23,4%).
 
Наибольший объём предложения на первичном рынке апартаментов сосредоточен в комплексах бизнес-класса. С начала года их доля увеличилась на 2,8 п.п. и составила 45,2%. Массовый сегмент прибавил 0,7 п.п. за квартал и достиг значения 28,6%. Оставшаяся часть лотов приходится на премиальный (13,2%, -3,6 п.п.) и элитный классы (13%, +0,1 п.п.).
 
За I квартал 2019 года заметно увеличилась доля апартаментов в корпусах, находящихся на этапе монтажных работ, – 30,3% (+6,3 п.п.). Доля лотов в уже введенных в эксплуатацию комплексах, увеличилась на 3,4 п.п. и достигла 25,1%. В корпусах в стадии отделочных работ предлагалось 22,8% (-4,2 п.п.) лотов. В комплексах на начальном этапе реализовывалось 21,8% рынка (-5,5 п.п.).
 
По подсчетам аналитиков «Метриум», в I квартале практически во всех классах зафиксировано повышение цены кв. м. Исключением стал массовый сегмент, где за три месяца уровень средней стоимости сократился на 1,2% из-за структурных изменений и составил 170 425 руб. В элитном классе средняя цена кв. м достигла 840 575 руб. (+10,9%), в премиум-классе – 480 080 руб. (+4,1%). Средняя стоимость кв. м в апартаментах бизнес-класса находилась на уровне 244 690 руб. (+0,9%). Основными факторами, повлиявшими на изменение ценового показателя, стали: повышение стоимости апартаментов по ряду проектов, выход нового объема по ценам выше среднерыночных, а также изменения структуры предложения.
 
Самые бюджетные предложения на рынке апартаментов по итогам I квартала 2019 года:
 
                – Loft FM (ЦАО / Таганский): студия площадью 16 кв. м за 2,9 млн руб.;
                – CleverLand (СВАО / Марфино) студия площадью 16,03 кв. м за 2,93 млн руб.;
                – Nord (СВАО / Северный): студия площадью 26,2 кв. м за 2,94 млн руб.
 
Самые дорогие апартаменты предлагались в следующих комплексах:
 
                – «Царев Сад» (ЦАО / Якиманка): двухуровневый пентхаус площадью 1 211 кв. м за 3 127 млн руб.;
                – Fairmont Vesper Residences (ЦАО / Тверской): пентхаус площадью 1 041,7 кв. м за 2 083 млн руб.;
                – «Берег Столицы: Дома в Серебряном Бору» (СЗАО / Хорошёво-Мнёвники): резиденция площадью 1 370 кв. м за 1 370 млн руб.
 
Основные тенденции
 
«В I квартале 2019 года девелоперская активность на рынке апартаментов не была высокой, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Продажи открылись в пяти новых проектах, для сравнения – за аналогичный период в предыдущие годы на рынок выходило по 6-9 объектов. Примечательно, что все новые комплексы расположены в ЦАО и позиционируются в высокобюджетных сегментах (два – в элитном классе, два – в сегменте премиум и только один – в бизнес-классе).
 
За отчетный период отмечено снижение интереса покупателей к формату апартаментов. Количество зарегистрированных ДДУ сократилось на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как продажи квартир выросли на треть. Соответственно, доля апартаментов в структуре сделок снизилась – с 10% до 8%. Тем не менее, цены в большинстве сегментов продолжали повышаться.
 
Вероятно, ценовой рост сохранится и в среднесрочной перспективе в связи с изменениями в законодательстве, правда меньшими темпами, чем на первичном рынке квартир. Во-первых, сегмент апартаментов более чувствителен к повышению цен. Во-вторых, часть девелоперов потенциально могут перейти на реализацию проектов по другим схемам. Последнее в свою очередь, вероятно, ускорит принятие закона по апартаментам, разработка которого ведется еще с 2015 года».
 
1В связи с отсутствием данных в открытых источниках информации, для ряда комплексов объем предложения рассчитан экспертно, исходя из общего количества апартаментов по проекту, стадии строительной готовности, оценочным данным темпов реализации, информации, полученной от менеджеров продаж.
 
2Кроме того, начались закрытые продажи элитного проекта Allegoria Mosca.
 
Источник: Метриум