Слобода Ржевского, или «район четырех дураков»

Ржевка – относительно молодой микрорайон Петербурга, который иногда называют поселком из-за его удаленности от станций метрополитена. Однако именно там расположено достаточно качественное и недорогое жилье.
 
Муниципальное образование «Ржевка» расположено на востоке Санкт-Петербурга, между парком Малиновка и Пороховским лесопарком.
 
Комфорт для слободы
Свое название историческая территория на востоке Петербурга между рекой Охтой и современной Хасанской улицей получила в первой половине XVIII века по имени владельца поместья капитана В. Ф. Ржевского, построившего там слободу.
 
На протяжении двух с половиной веков Ржевка была одним из тихих уголков Петербурга-Ленинграда. Все постройки были деревянными. Значительная часть населения – крестьяне, возделывавшие малоплодородную почву, и рабочие Порохового завода, тоже имевшие огороды.
 
Напоминание о прошлом пока еще остается на улице Коммуны. Правда, владельцы последних деревянных домов спрятались за высокими заборами, которых, по свидетельствам старожилов, в слободе раньше не было. Этих людей можно понять – по другую сторону улицы Коммуны находится огромный жилой массив, ударными темпами построенный всего за десять с небольшим лет, с конца 1970-х до начала 1990-х.
 
В начале 1970-х над проектом детальной планировки трудилась 1-я мастерская института «ЛенНИИпроект». Институт уже имел огромный опыт планирования микрорайонов, таких как Купчино, Дачное, Ульянка. Полученный во время первого этапа индустриального домостроения опыт был перенесен на Ржевку, но с массой поправок.
 
Во-первых, микрорайон предполагалось застраивать панельными сериями «повышенной комфортности», что, как мы можем видеть сегодня, вполне удалось. Хрущевок и производных от них девятиэтажек с пятиметровыми кухнями и смежными комнатами в районе нет. На Ржевке в основном возводились дома 504-й серии высотой от 9 до 12 этажей, и 137-й – от 9 до 16 этажей. При этом во многих кварталах ставились несерийные кирпичные дома по индивидуальным проектам – «вставки» (они же «точки»). Наличие этих зданий в панельной Ржевке в очередной раз напоминает оруэлловскую «Ферму животных», в которой все звери равны, но некоторые равнее. При распределении жилья в новом районе кого-то селили в относительно комфортную «504-ю», кого-то в шикарную (по тем временам) «137-ю», и только избранным выдавали ордера на вселение в кирпичные «точки» (в них также селились члены ЖСК, если дом строил кооператив).
 
Во-вторых, проектировщики сделали упор на обеспечение микрорайона зелеными зонами и спортивными сооружениями. Однако, что интересно, на территории Ржевки нет ни одного сколько-то значительного по площади парка. Это может показаться странным, но, по словам краеведа, руководителя проекта «Прогулки по Петербургу» Александра Чернеги, архитекторы «ЛенНИИпроекта» предполагали, что Ленинград будет развиваться дальше на восток, и окраинный парк (зеленая зона Пороховского лесопарка) рано или поздно станет центральным парком микрорайона. По крайней мере, так случилось с Сосновским, Удельным, Пискаревским лесопарками, но не с Пороховским. К разочарованию проектировщиков, но к счастью для лесопарка, второй волны застройки Ржевки-Пороховых не случилось. На западе территории муниципального образования сохранилась относительно просторная зеленая зона «Малиновка», на востоке – обширный Пороховской лесопарк.
 
Но в том, что касается спортивных сооружений, идеи архитекторов были реализованы. В частности, построили стадион «Монолит» (именно на нем прошел первый ленинградский концерт рок-группы «Машина времени»), а детско-юношеская спортивная школа на улице Коммуны сейчас является Школой олимпийского резерва по хоккею на траве.
 
Масштаб застройки Ржевки 1970-1980-х сравним с крупными современными КОТ (проекты комплексного освоения территорий) – за десять лет на территории более тысячи гектаров было возведено жилье для примерно 50 тысяч человек.
 
Сейчас, по данным последней переписи населения, население микрорайона составляет почти 53 тысячи. В последние два десятилетия там строились новые жилые комплексы.
 
Мекка для пенсионера
Новое строительство в основном велось на участках вблизи пересечения проспектов Косыгина и Индустриального. По замыслу специалистов «ЛенНИИпроекта», ближе к западной границе территории должен был сложиться культурный центр всей бывшей слободы – театр и кинотеатр, дом культуры и школа. Однако жизнь диктовала свои условия. В 1980-е там появился «временный» рынок. Во второй половине 1990-х его ликвидировали, а на освобожденном участке построили современное жилье. Однако, из-за недостатка в районе объектов торговли, рынок на Ржевке был необходим. Поэтому он стихийно «переполз» на другую сторону проспекта Косыгина.
 
Та скорость застройки, которую продемонстрировала на Ржевке советская строительная отрасль, впечатляет. Но в этой ударной спешке застройщики 1980-х не успели возвести достаточное количество объектов социальной и торговой инфраструктуры. Они были задуманы архитекторами, но освоить отведенные под них участки строители не успели – в стране началась перестройка.
 
Зато позднее на проспекте Косыгина появился уникальный в своем роде торговый комплекс – ТК «Народный». Он стал местом «паломничества» граждан, вынужденных при покупке продуктов питания считать каждую копейку, прежде всего пенсионеров. И едут туда не только «ржевцы», а жители всего Петербурга.
 
Действительно, низкие цены на продукты в «Народном» поражают воображение горожан, но не лишним будет предупредить: этот торговый комплекс – излюбленный объект критики борцов с некачественными и просроченными продуктами (общественное движение «Хрюши» и прочие).
 
Станция метро тоже планировалась где-то на пересечении проспектов Индустриального и Косыгина, но в необозримом будущем. Спустя почти 40 лет после старта застройки Ржевки перспективы подземки столь же туманны. В начале 2000-х городское правительство планировало станцию к 2025 году, в 2011-м «Петербургский метрополитен» вроде пообещал построить станцию «Ржевка» в 2017-м. Но проектирование новой ветки так до сих пор и не началось.
 
Восток – дело тонкое
Вообще транспортная доступность – главная проблема микрорайона. Из-за отсутствия метро Ржевку до сих пор многие петербуржцы называют «поселком». «Слобода» подошло бы лучше, но это слово вышло из обихода. Хотя территория застроена самыми качественными панельными сериями, которые можно встретить в современном Петербурге, этот микрорайон в сознании обывателя представляется «медвежьим углом» на пути из Петербурга во Всеволожск, то есть в Ленобласть.
 
Отставание в части обеспечения территории объектами торговли, общепита, социальной инфраструктуры в последние годы в той или иной мере на Ржевке было преодолено. В последнее десятилетие там открывались и новые детские сады, и современная школа с бассейном. При взгляде на внешнюю отделку и атриум при входе школы у случайного прохожего может сложиться впечатление, что это некое коммерческое учебное заведение «для особо одаренных». На самом деле – обычная рядовая школа, какие должны быть в каждом микрорайоне Петербурга.
 
По данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», средняя стоимость квадратного метра на вторичном рынке жилья Ржевки сегодня составляет 83,2 тыс. руб. Это значительно ниже «средней температуры по городу» именно из-за транспортной оторванности микрорайона от мегаполиса.
 
Ближайшая станция метро к «кварталу четырех дураков» (так фольклорная топонимика отреагировала на партийную директиву, в соответствии с которой основные магистрали микрорайона были названы: Ударников, Наставников, Энтузиастов, Передовиков) – «Ладожская». От Ладожского вокзала на Ржевку можно доехать на маршрутке или автобусе за 15-20 минут в зависимости от ситуации на проспектах Заневском и Косыгина.
 
Средняя однокомнатная квартира на Ржевке сегодня предлагается за 3,2 млн руб. Двухкомнатная – за 4,25 млн, а трехкомнатная – за 5,2 млн руб.
 
Покупая жилье на Ржевке, потребитель приобретает и возможность посещать Пороховской парк и парк Малиновка. В его распоряжении магазины на углу проспектов Индустриального и Косыгина, соревнующиеся в цене предложения. Единственный недостаток – удаленность от центра мегаполиса. Однако для кого-то это может быть минус, а для кого-то несомненное достоинство.
 
Автор: Вячеслав Березниченко
 
Источник: БН.ру

Обсуждение (0)

  • Народ страдает из за Правительства которое держит или содержит как хотите...на земельном участке на Ладожской целый город состоящий из торговых центров !!! Ему выгодно чтобы этот огромный поток людей выходил на Ладожской !!!а не разъезжался по всей Ржевке!!!! На Ладожской нет ни одного дома!!!!!.и если метро будет на Косыгина и Индустриальном ни кто не выйдет тратить свои деньги на Ладожской все поедут дальше...большего всего этого и бояться держатели этих торговых центров!!!!! потерять огромный поток людей!!!!! Но чему быть того не миновать ,метро конечно будет!!!! Ладожская это пример жадности наших чиновников!!! как на током маленьком клочке земли можно столько построить и так все изуродовать!!!!!!!!
Наталья 11:00 03.04.2014
Удаленность - только из-за удаленности метро. а без метро и без пробок до Московского вокзала - 30 минут на автобусе 92 номера), троллейбусе (2 номера). престижный Приморский район таким похвастаться не может

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

Все статьи