Взят курс на малоэтажное строительство

В настоящее время многие горожане расплачиваются за просчеты архитекторов прошлого столетия, которые предпочитали вести вертикальную застройку спальных районов на небольших земельных участках, чтобы обеспечить большое количество трудящихся жильем. Результатом чего стали ряды серых панельных многоэтажек, тесные и мрачные дворы, припаркованные на газонах автомобили, отравленный выхлопами воздух и вечные пробки в часы пик на выезде из района при отсутствии развитой социальной и транспортной инфраструктуры. Решить проблему можно только за счет совершенно нового подхода к организации жилого пространства: застройки городских окраин малоэтажными корпусами.

В девяностые годы девелоперские компании, получив свободу выбора расположения и типа новых объектов, продолжали сооружать многоэтажные корпуса уже из экономических соображений: максимальную прибыль легче всего получить не тогда, когда строится качественное комфортабельное жилье, а при застройке масштабных спальных районов низкокачественными высотными домами без обеспечения соответствующей инфраструктурой.

Исправить ситуацию довольно непросто, хотя регулярные попытки предпринимаются во многих мегаполисах. В столице, например, администрация разработала новые требования к застройке кварталов, в рамках которых будут развиваться не отдельные микрорайоны, а камерные кварталы, сочетающие жилое пространство и инфраструктурные объекты. За счет такого нововведения предполагается не только сэкономить на городском пространстве, но и образовать новые удобные транспортные сообщения в новых столичных районах.

Эксперты считают, что реализация данного проекта будет практически невозможна в уже сложившихся районах в виду огромных денежных и временных затрат, так как потребуется демонтаж не только пятиэтажных корпусов, но и 9-12-этажных высоток, построенных во второй половине прошлого века. Так что новые урбанистические тенденции, скорее всего, будут применяться уже на присоединенных к мегаполису территориях и в рамках комплексной застройки столичных промышленных зон.

Необходимое условие строительства современного комфортабельного жилья – это уменьшение этажности корпусов, которое все еще игнорируется многими девелоперами. Непривычные для россиян малоэтажные проекты, дополненные развитой инфраструктурой, должны стать полной противоположностью тем каменным джунглям, которые создают сверхвысокую нагрузку на экологическую обстановку, инфраструктуру и душевное состояние жильцов. Подмосковные власти уже сделали первый шаг на пути к изменениям в лучшую сторону, запретив высотное строительство в регионе.

Богатые земельные ресурсы, развитая транспортная сеть и рассредоточение коммерческих объектов на территории российских мегаполисов вполне способны позволить разрядить напряженную обстановку в плотно заселенных микрорайонах. В то же время развитие тенденции малоэтажных пригородов позволяет не только создать комфортные условия для проживания всех членов отдельно взятой семьи, но и освоить масштабные пустынные территории, существующие за городами, улучшить транспортную ситуацию и экологическую обстановку, что повлечет за собой и улучшение общего физического состояния россиян.

При все очевидных преимуществах малоэтажной застройки городских районов и пригородов есть один большой недостаток, отпугивающий девелоперов: увеличение затрат на строительство и, как результат, повышение цены квадратного метра жилья для покупателя. Как следствие, уменьшится и плотность застройки в городах, что вызовет уменьшение предложенных площадей для реализации. Но, как считают эксперты, повышение стоимости жилья не станет роковым для рынка недвижимости, ведь многие покупатели уже сейчас делают выбор в пользу малоэтажных проектов. А если  городская администрация предпримет соответствующие стимулирующие меры для поддержания новых проектов, то увеличение стоимости жилья для граждан станет и вовсе практически незаметным.

Успех реализации подобных проектов на западе уже давно подтвержден: в мегаполисах Европы и Америки субурбанизация началась еще полвека назад, и теперь на окраинах крупных городов вместо социально неблагополучных кварталов существуют престижные малоэтажные районы, где предпочитают селиться целые семьи, в то время как в застроенном небоскребами центре проживает, в основном, не обремененная семьей молодежь или не самые обеспеченные слои населения, вынужденные ютиться в многоквартирных корпусах.

Наша страна сегодня может использовать накопленный другими странами опыт для грамотного развития городских окраин, чтобы создать комфортные условия для проживания в малоэтажных кварталах.