Рожденные кризисом: на рынке растет популярность малоэтажного жилья

 
Треть покупателей подмосковных квартир предпочитают малоэтажные новостройки. Почему такое жилье пользуется повышенным спросом и каковы перспективы развития этого формата, проанализировали эксперты компании «Метриум Групп». 
 
За 20 лет число малоэтажных домов в России выросло в 7 раз. Сегодня на долю этого сегмента приходится 52% всего объема строительства в нашей стране. До кризиса 2008 года большой популярностью пользовались таунхаусы и отдельно стоящие коттеджи. В последние пять лет одной из самых ярких тенденций на подмосковном рынке недвижимости стал рост спроса на жилье в многоквартирных домах высотой в 3-4 этажа. В этот сегмент сместился целый пласт потребителей самых разных категорий. Это и семейные пары с маленькими детьми, и одинокие мужчины и женщины в возрасте от 40-45 лет, и экономически активные молодые люди 25-35 лет. В настоящее время большую часть жилья в подмосковных малоэтажках приобретают жители Москвы и области. На их долю приходится около 60%. Оставшиеся 40% составляют приезжие из других регионов. Популярность этого формата жилья объясняется несколькими причинами. 
 
Доступная цена 
Диапазон цен на самые дешевые квартиры в Подмосковье начинается от 1,4 млн рублей. В среднем, стоимость «квадрата» в малоэтажке варьируется от 70 до 90 тыс. рублей, что на 20-30% ниже рыночных цен на аналогичные квартиры в многоэтажных комплексах. Это обусловлено, прежде всего, тем, что себестоимость возведения малоэтажек значительно ниже. Во-первых, технология строительства и инженерное оснащение таких домов проще. Во-вторых, согласно российскому законодательству для домов с высотностью до трех этажей девелоперам не надо проводить экспертизу. Поэтому они могут в более короткие сроки разработать проектную документацию, получить разрешение, начать стройку и возвести сам комплекс. «Невысокая себестоимость делает такое жилье доступным для разных категорий покупателей, - говорит Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп». – Наибольшей популярностью в малоэтажных ЖК пользуются однокомнатные квартиры площадью 35-40 кв.м и двухкомнатные площадью 55-60 кв.м, которые часто приобретают семьи с детьми».
 
Благоприятная экологическая среда    
Большинство малоэтажных новостроек сосредоточены в Красногорском, Истринском и Одинцовском районах, которые славятся хорошей экологией. «В 1 квартале открылись продажи в строящемся ЖК SAMPO, расположенном в Истринском районе, в 25 км от МКАД по скоростному Новорижскому шоссе, - говорит Наталья Козлова, коммерческий директор СП «Сампо». – Это одно из самых престижных и экологически благоприятных направлений Подмосковья. Большую часть территории здесь занимают зеленые массивы. Чистый воздух, близость леса и водоемов – это те слагаемые комфорта, которые нельзя найти в «каменных джунглях». Поэтому малоэтажное жилье часто выбирают те, кто ценит спокойный ритм жизни в окружении природы». 
 
Низкая плотность застройки 
Среда, существующая в районах с малоэтажной застройкой, намного более уютная и комфортная. Она избавляет от ощущения жизни в «муравейнике», что неизбежно в мегаполисе. В малоэтажных ЖК складывается особенная уникальная клубная атмосфера. Здесь все соседи знают друг друга в лицо и бережно относятся к окружающему их пространству. «Небольшое число жителей означает, что уютные дворы у дома не будут перегружены автомобилями, - отмечает Наталья Козлова. – У молодых семей с детьми нет проблемы дефицита мест в детских садах, входящих в инфраструктуру комплекса. Пожилые люди не чувствуют себя в изоляции и не испытывают одиночества. Ведь в малоэтажных комплексах всегда формируется местное сообщество, и между людьми складываются теплые соседские отношения». 
 
Минимальный риск недостроя 
Наученные опытом прошлых кризисов, люди больше не хотят рисковать и вкладывать средства в «долгие» проекты. По сравнению с многоэтажными комплексами, в малоэтажке риск недостроя ниже. Это обусловлено и низкой себестоимостью строительства, и более короткими сроками возведения жилья. В общей сложности, от старта проекта до готовности дома может пройти всего год. «Строящийся в настоящее время ЖК SAMPO состоит из трехэтажных домов и объектов инфраструктуры, - говорит Наталья Козлова. - Строительство ведется в четыре этапа. В рамках первого планируется возведение 46 домов общей жилой площадью около 102 тыс. кв.м, административно-торгового центра, а также двух детских садов на 175 мест. Окончание строительства первой очереди намечено на 2 квартал 2016 года. Но особенность этого проекта в том, что застройщик строит дома с опережением графика. Поэтому первая очередь уже практически готова. Тот факт, что дома выводятся в продажу на высокой стадии готовности, минимизирует риски покупателя в текущих экономических условиях». 
 
«К настоящему времени покупатели недвижимости успели оценить преимущества жизни в малоэтажных домах, и спрос на квартиры в ЖК этого формата не падает даже в условиях кризиса. Поэтому в ближайшие годы сегмент малоэтажного строительства будет продолжать развиваться, - резюмирует Мария Литинецкая. – Популярность малоэтажных ЖК – это отличный пример того, когда совпадают интересы и девелоперов, и покупателей недвижимости. Такое жилье выгодно строить и покупать. Своим появлением малоэтажные жилые комплексы обязаны кризису 2008 года. До этого за МКАД, в основном, строили коттеджи и многоквартирные комплексы. Но в сложной экономической ситуации спрос на дорогие частные дома резко упал, а строительство больших многоквартирных домов оказалось невыгодным для девелоперов. Только крупные компании имели возможность вкладывать в проекты огромные средства, срок возврата которых мог затянуться на неопределенное время. Альтернативой, позволяющей возводить и продавать жилье «быстро и дешево», стали малоэтажные дома. 
 
Нынешний кризис, скорее всего, станет новым катализатором для этого сегмента рынка. Его развитию способствует прежде всего положительное отношение к «малоэтажке» со стороны властей - ведь такие дома не портят ландшафт и не создают большой нагрузки на социальную и транспортную инфраструктуру, а квартиры в них более доступны по цене. Поэтому в Правительстве России малоэтажное строительство считают приоритетным направлением в решении жилищных проблем граждан нашей страны. Президентом поставлена задача: довести к 2020 году долю малоэтажных домов до 70% от общего объема вводимого жилья. Поэтому в ближайшие годы скорее всего мы увидим на рынке много новых малоэтажных проектов».   
«Метриум Групп» - риэлторская и консалтинговая компания, чья деятельность сосредоточена на рынке жилой недвижимости Московского региона, а также Санкт-Петербурга. Входит в пятерку лидеров на первичном рынке жилья по объему продаж. Всего в риэлторском портфеле компании - 5 млн кв.м. проектов. В «Метриум Групп» созданы и используются в работе лучшие среди агентств в Москве инструменты маркетинга: офисы продаж с шоу-румами, программы лояльности, «Фабрика ремонтов». 
 
Кроме этого, деятельность компании отличают два важных стратегических направления работы, по которым не работает ни одна риэлторская и консалтинговая компания в Москве. Первое – организация потоковых продаж через совместные предприятия с застройщиком. На данный момент создано уже три СП с участием «Метриум Групп» и девелопера. Второе – создание ПИФов недвижимости совместно с ведущими банками. Так, «Метриум Групп» выступает стратегическим партнером ЗАО «Сбербанк Управление Активами» (консультант в сфере недвижимости, организация продаж) и инвестором фонда «Сбербанк - Жилая недвижимость», «Сбербанк – Жилая недвижимость 2». Оба фонда созданы с целью инвестирования в новостройки эконом- и комфорт-класса Москвы и Московской области на начальной стадии строительства. 
Источник: Метриум Групп

Обсуждение (0)

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

Все статьи