Новостройки в Москве и Подмосковье: щедрость застройщиков достигла пугающих размеров

 
Спрос на новостройки в столичном регионе поддерживают льготная ипотека, щедрые скидки от застройщиков и покупатели, мигрировавшие на первичный рынок со вторичного, где запредельные ставки по кредитам и неуступчивость продавцов не располагают к сделкам. Впрочем, слишком большие скидки на первичном рынке покупателей тоже отпугивают, заставляя сомневаться в качестве предложения и/или надежности проекта.
 
Покупатели выбивают Москву…
Спрос на новостройки Москвы и Подмосковья, оживившийся в марте-апреле благодаря запуску программы субсидирования ставки, вновь упал в мае, чуть ли не половина которого пришлась на праздники. В этом году традиционное сокращение продаж в связи с длительными каникулами усугубил кризис, из-за которого у многих риелторских компаний показатели снизились не только относительно апреля, но и по сравнению с маем прошлого года.
 
«Спрос на новостройки в мае находился на стабильном, но более низком уровне по сравнению с маем прошлого года, что было обусловлено длинными праздниками и общим состоянием экономики страны», - говорит Юлиан Гутман, директор департамента новостроек «ИНКОМ-Недвижимость».
 
По данным компании «БЕСТ-Новострой», к июню покупательский интерес снизился примерно на 30% относительно начала года и мая 2014 г. «Несущественное» сокращение спроса из-за длительных каникул зафиксировали и в «МИЭЛЬ-Новостройках». В Est-a-Tet отмечают снижение реализованного спроса в мае на 18,1% по сравнению с апрелем. Впрочем, в годовом исчислении продажи у компании выросли – аж на 38%.
 
Est-a-Tet также фиксирует высокий потенциальный спрос на недвижимость в московском регионе. Количество звонков и обращений в компанию в мае увеличилось на 5,9% по сравнению с апрелем и оказалось в 1,3 раза выше, чем в аналогичный период 2014 г.
 
«Мы отмечаем большой интерес со стороны потенциальных покупателей, однако люди сомневаются в целесообразности покупки в данный период. Некоторые ждут пресловутого «дна» рынка, чтобы купить по минимальным ценам», - комментирует Алексей Оленев, заместитель директора департамента новостроек Est-a-Tet.
 
Об увеличении срока принятия решения покупателями говорит и гендиректор компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова. По ее словам, сейчас практически не приходят и не заключают сделку сразу – на принятие решения уходит от одного до трех месяцев.
 
Судя по официальной статистике, наибольшим успехом у покупателей на рынке столичного региона пользуются именно московские новостройки. Управление Росреестра по Москве зарегистрировало в мае 1 554 договора долевого участия в строительстве жилья – почти на 25% меньше, чем в апреле, но все же чуть-чуть (на 2,5%) больше, чем в мае 2014 г., когда дела в экономики обстояли значительно лучше, чем сейчас.
 
При этом подмосковный рынок чувствует себя далеко не так хорошо. Если, например, количество сделок с новостройками в пределах старой Москвы в компании «Азбука Жилья» увеличилось в мае на 36,4% по сравнению с апрелем, в 1,3 раза – относительно декабря 2014 г. и в 2,7 раза – в годовом исчислении (май 2014 г.), то в границах Московской области продажи, наоборот, упали: на 34,5% по сравнению с апрелем, на 80,2% - по сравнению с декабрем 2014 г. и на 63,1% - относительно мая прошлого года.
 
По оценке АН «Century 21 Еврогруп Недвижимость», спрос на подмосковные новостройки в мае упал в два раза по сравнению с апрелем.
 
Риелторы ожидают снижения продаж на первичном рынке жилья вплоть до осени. «Это обусловлено, в первую очередь, большим объемом реализованного спроса в начале и конце прошлого года, спровоцированного девальвацией рубля и ослаблением макроэкономического положения страны в целом, а также ограниченностью платежеспособности потребителей», - поясняет специалист отдела консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья» Екатерина Артемова.
 
«Даже если не брать в расчет экономическую ситуацию в нашей стране, во все годы в период отпусков на рынке новостроек наблюдался заметный спад продаж», - добавляет Петр Машаров, генеральный директор АН «Century 21 Еврогруп Недвижимость», партнер КР «Мегаполис-Сервис».
 
…и недорогое жилье по программе льготной ипотеки
«Наибольший уровень спроса в мае наблюдался в массовом сегменте, как наиболее бюджетном. А вот в высокобюджетных проектах спрос ниже. Особенно это коснулось бизнес-класса. В этом сегменте предложение превышает спрос в два раза, кроме того, в отличие от эконом- и комфорткласса, максимальная сумма льготной ипотеки в 8 млн рублей значительно ограничивает спрос со стороны ипотечных покупателей, часть которых приобрели недвижимость в проектах массового сегмента. Что касается элитной недвижимости, то спрос в данном сегменте всегда был ограничен и не в кризисный период», - говорит Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп».
 
В компании «НДВ-Недвижимость» более 50% в общем объеме обращений приходится на однокомнатные квартиры – так как благодаря меньшей площади они дешевле, объясняет руководитель департамента аналитики и консалтинга компании Елизавета Гудзь.
 
Роман Попов, директор департамента стратегического консалтинга Kalinka Group, подтверждает данные коллег: «По нашим оценкам, спрос на премиальную жилую недвижимость (на первичном и вторичном рынках – прим. ред.) сократился в мае почти в два раза. По сравнению с предыдущим месяцем сделок по купле-продаже элитных квартир и апартаментов заключено на 45% меньше».
 
По данным Kalinka Group, продажи элитных новостроек в мае упали на 32,7% по сравнению с апрелем и на 20% в годовом исчислении.
 
«В этом году на рынке премиального жилья еще не вышли новые крупные проекты, которые могли бы аккумулировать на себе спрос. С начала текущего года на рынок вышел только один элитный проект», - объясняет Попов.
 
Зато предложение в сегментах относительно доступного жилья продолжает активно пополняться: по данным «ИРН-Консалтинг», в мае на рынок новостроек от Третьего транспортного кольца до МКАД вышел один новый проект и новые корпуса в уже реализуемых жилых комплексах эконом- и комфорткласса (см. «Новостройки Москвы в мае 2015 г.: стало больше квартир с ценой до 6,5 млн руб.»). В целом на эконом- и комфорткласс приходится уже примерно 70% первичного рынка Москвы.
 
Драйверы спроса
Важную роль государственного субсидирования ипотечных ставок в поддержании спроса на новостройки отмечают практически все участники рынка: на программу льготной ипотеки приходится до 90-100% всех ипотечных заявок в проектах массового сегмента.
 
Дополнительным источником спроса стал вторичный рынок, обеспечивший, по оценкам Юлия Гутмана, 25-27% покупателей.
 
Как писал ранее IRN.RU, на вторичном рынке нет льготной ипотеки, зато есть множество упрямых продавцов, не желающих снижать цены, в отличие от застройщиков, большинство из которых придерживаются сейчас очень гибкой маркетинговой стратегии. Поэтому многие покупатели, планировавшие приобрести готовое жилье на «вторичке», переориентируются на новостройки. (См. «Рынок недвижимости жив за счет новостроек»).
 
По этой же причине повышенным спросом пользуются квартиры в готовых домах, жилплощадь с отделкой - как в пределах МКАД, так и в Ближнем Подмосковье, отмечает Гутман. Покупателям, пришедшим со вторичного рынка, как правило, нужно побыстрее въехать в квартиру.
 
«Кроме того, поток инвестиций в недвижимость пришел от так называемых вкладчиков – тех, кто в сентябре прошлого года разместил свои свободные средства в банках с целью их сохранения. Сегодня они получают первые дивиденды от своих вложений и направляют их в приобретение жилья», - комментирует руководитель «ГВСУ-Риэлти» Татьяна Чернышова.
 
Скидки: слишком много хорошего 
В период майских праздников многие девелоперы традиционного предлагали скидки ко Дню Победы. «Как правило, размер дисконта был приурочен к дате и составлял 9% вместо обычных 3-5% в массовом сегменте», - говорит Мария Литинецкая. По наблюдениям «Метриум Групп», число застройщиков, предоставляющих дисконт к майским праздникам, осталось примерно на уровне прошлого года. Однако сам размер скидки увеличился на 1-2%.
 
По оценкам риелторов и застройщиков, в настоящее время дисконт чаще всего не выходит за рамки 5-10%. Впрочем, размер скидки сильно зависит от ликвидности проекта и конкретных квартир, а также от маркетинговой стратегии девелопера и может составлять от 2-3% до 20-25%.
 
А вот стадия готовности проекта на уровень дисконта не влияет, по крайней мере в Москве. По словам Ирины Доброхотовой, небольшие скидки предлагаются и в московских новостройках с высокой степенью строительной готовности (2% в ЖК «Белый парк-2», 5% в ЖК «Кристалл»), и в тех, где строительство только начато («Город на реке Тушино-2018» - до 3%).
 
Есть жилые комплексы, где скидки вообще отсутствуют - обычно те, где цена и без того очень привлекательна для покупателей. Впрочем, если прямых скидок нет, девелоперы предлагают клиентам различные инструменты, уменьшающие общую стоимость покупки – аккредитовывают свои ЖК по программам льготной и военной ипотеки в нескольких банках, работают с материнским капиталом и т.п., рассказывает Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки».
 
Некоторые застройщики вместо скидок дарят покупателю дорогие подарки, например, машино-место или отделку в квартиры, что сопоставимо со скидкой, равной 5-10% от бюджета квартиры, отмечает Екатерина Фонарева, коммерческий директор корпорации «Баркли». И/или снижают цены на свои сопутствующие услуги либо предоставляют их бесплатно, добавляет руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «НДВ-Недвижимость» Елизавета Гудзь.
 
К проектам со скидками сильно выше среднерыночных риелторы советуют относится с осторожностью.
 
«В кризисное время застройщик, конечно, хочет стимулировать продажи скидками, но в любом случае на большие скидки надо обращать особе внимание, так как таким образом застройщик может просто пытаться избавиться от неликвидных квартир», - подчеркивает генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Софья Лебедева.
 
Серьезный демпинг может свидетельствовать о проблемах с проектом, добавляет Фонарева.
 
По словам Лебедевой, активно предлагаются скидки на квартиры невостребованных этажей (первый и последний), а также на определенный пул квартир, например, с неудачными планировками. С большими скидками могут продаваться менее удачные жилые комплексы, чем у конкурентов, например, дом может быть не очень удачно расположен, находится в экологически неблагоприятном месте. Еще одна причина для значительных дисконтов - непривлекательна схема продаж, например, договор ЖСК вместо ДДУ.
 
«Если при заключении договора ДДУ покупатель защищен законом, то при заключении договора ЖСК, он все равно в некоторой степени рискует. Согласно договору ДДУ застройщик платит все налоги, а вот договор ЖСК позволяет эти налоги избежать, а, следовательно, сделать квартиру дешевле для конечного потребителя», - поясняет Лебедева.
 
Впрочем, значительные скидки могут предлагаться и в проектах без существенных недостатков, если, например, речь идет об очень больших жилых комплексах. Чтобы такие проекты оставались эффективным, застройщику нужно обеспечивать высокие темпы продаж, поясняет руководитель «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова (см. «Новостройки в Москве и Подмосковье: со скидками до 25% и в ипотеку от 7% годовых»).
 
То, что невиданная щедрость застройщиков всегда серьезно мотивирована, понимают и сами покупатели. В результате к началу лета обозначилась тенденция, когда слишком высокие скидки и невероятные акции стали отпугивать клиентов, вызывая недоверие, отмечает директор департамента новостроек «ИНКОМ-Недвижимость» Юлиан Гутман. По его словам, наибольшим спросом стали пользоваться проекты, показавшие спокойную ценовую и акционную политику, ориентированную на удобство приобретения за счет нескольких вариантов рассрочки платежа и со стабильной средней скидкой около 3-5%.
 
Однако сворачивания скидочных акций риелторы в ближайшем будущем не прогнозируют. «С учетом того, что ситуация с объемом продаж не меняется в сторону улучшения, застройщики вынуждены сохранять такую практику (предоставления скидок – прим. ред.), по крайней мере, до традиционного осеннего оживления рынка новостроек. Во всяком случае, считаю, что в летний период скидки останутся и станут весомым аргументом привлечения потенциальных клиентов», - резюмирует генеральный директор АН «Century 21 Еврогруп Недвижимость» Петр Машаров.
 
Источник: http://www.irn.ru

Обсуждение (0)

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

Все статьи