Как изменилась градостроительная политика столицы за последнюю пятилетку

За последние пять лет Сергей Собянин и его команда внесли самые существенные изменения в градостроительную политику Москвы.

Новый мэр уходит от точечной застройки, уделяя внимание комплексному освоению больших участков земли, из центра столицы он перемещается в промышленные зоны, стимулируя их развитие, и на территорию Новой Москвы. Он уходит от сноса памятников истории и делает упор на их реставрацию и дальнейшее полезное использование, переключает внимание с офисных и торговых центров на объекты инфраструктуры.

Городское руководство хочет сделать российскую столицу комфортным мегаполисом. Еще пять лет казалось, что Москва исчерпала все резервы для дальнейшего роста. Генплан не соответствовал реальной картине, а тем более не мог быть планом дальнейшего развития. Многие показатели вместо 2025 года были достигнуты уже в 2011.

В тоже время столица России значительно отставала от других мегаполисов по развитию дорожной сети. На одну тысячу человек приходилось всего 30 сантиметров дорог, когда в столице Германии – 1,5 метра, Франции – 1,4 и Великобритании – 1,2. Даже при таком состоянии дел основные инвестиции были направлены в недвижимость. Деловой и культурный центр Москвы застраивался точечными объектами торгового значения, усугубляя и без того сложную транспортную ситуацию. Неправильное проведение городского планирования привело к огромному нарушению баланса между количеством жителей и рабочих мест, серьезно осложнив транспортную задачу.

Для выхода из сложившейся ситуации московское правительство четыре года назад приняло решение кардинально изменить градостроительную политику и определило новые приоритеты, которых придерживается и сегодня. За это время была остановлена реализация инвестиционных проектов по возведению  21 миллионов квадратных метров жилья, которые еще больше бы усугубили транспортную проблему.

В 2012 году площадь столицы увеличилась почти в 2,5 раза за счет присоединения южной части Подмосковья, именуемой ныне «Новая Москва». Сразу был взят курс на создание новых точек роста. К сегодняшнему дню возведено и сдано 7 миллионов квадратных метров недвижимости, среди которых пятнадцать детских дошкольных учреждений, четыре средних школы, несколько поликлиник. К 2035 году на присоединенных территориях будет построено больше 100 миллионов квадратных метров недвижимости. Из них 70% - жилье и 30% - коммерческие объекты. В планах градоначальников десятикратное увеличение количества детсадов, шестикратное – школ. Также в шесть раз увеличится количество поликлиник, за одну смену они смогут обслуживать 26 тысяч посещений. По оценкам специалистов, уже через три года проект «Новая Москва» станет самоокупаемым и начнет давать поступления в бюджет. А через двадцать лет,  не исключено, станет «донором» старой Москвы. Марат Хуснуллин подчеркивает, цель будет достигнута, когда из миллиона рабочих мест 50-70% будут занимать сами жители Новой Москвы.

Второй приоритетной задачей новой градостроительной политики является развитие транспорта. За четыре года здесь удалось в четыре раза увеличить количество возводимых транспортных объектов. Одновременно с реконструкцией Малого кольца железной дороги началось создание Третьего пересадочного контура. Строительство метрополитена ведется на 150 площадках. Российские железные дороги начали строительство 70 километров новых путей.

Улучшается и дорожная инфраструктура. Городские магистрали и узкие места подлежат расширению, на смену транспортным кольцам приходят хордовые направления. Открыта новая трасса М11, появилось 78 эстакад. Большое внимание уделяется парковкам.

Вместе с жилье приоритетным остается создание сопутствующей инфраструктуры.   За пять лет открыто 250 школ и детсадов, 69 спортивных объектов, 49 – медицинских, 38- культурных. Финансирование их строительства происходит не только за счет бюджетных средств, но и за счет инвесторов.  С 2011 года решены проблемы шести тысяч обманутых дольщиков. При этом постоянно увеличивается степень обеспеченности москвичей жильем.

Внимание уделяется не только количеству, но и качеству. Домостроительные комбинаты были вынуждены модернизировать свою продукцию с учетом современных тенденций домостроения. На ряду с разной этажностью, эстетическим внешним видом, предполагается расширение комфортных типов планировок.

Для ускоренного решения задач в области градостроительства  максимально упрощена разрешительная система путем ее перевода в электронный формат.