Прошло шесть лет с того момента как было принято беспрецедентное решение о присоединении к Москве новой территории общей площадью более 140 тысяч гектаров. Новая Москва не стала очередным отрезанным от столицы спальным районом с типовыми панельными домами. У нее принципиально иная концепция развития – формирование полицентрического современного самодостаточного пространства. В реализацию амбициозного проекта ежегодно привлекаются инвестиции в размере до 500 млрд рублей. Каких целей удалось достичь и как сегодня выглядят присоединенные территории, оценили эксперты и игроки рынка недвижимости.
Основные стремления
Проблемы освоения любых новых территорий, прилегающих к одному городу-ядру и образующих с ним единую сложную систему, агломерацию – это транспортная сеть и инфраструктурное, инженерное развитие, считает Андрей Кузнецов, руководитель ГК «СТОУН». На примере девелоперских проектов, которые создавались в последние 10-15 лет на рынке недвижимости Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, мы видим, что практически никому из застройщиков не удалось полноценно решить эти задачи. Проекты, возведенные в полях без социальных объектов, ложатся дополнительной нагрузкой на существующую инфраструктуру и транспортную сеть, по крайней мере, до тех пор, пока девелопер не выведет на рынок все жилые комплексы и не приступит к возведению коммерческих и социальных инфраструктурных объектов. Концепт Новой Москвы в этом плане – это история от обратного: инфраструктура и транспортная сеть создаются сразу. При этом сразу формируется полицентричное пространство – 12 точек роста, разрозненных мест городской и деловой активности, позволяющих в перспективе трудоустроить порядка миллиона жителей. Это одно из решений, которое позволит Новой Москве избежать старых столичных проблем.
Гармоничное развитие
Сейчас Новая Москва имеет потрясающий рекреационный потенциал, и еще одним значимым стремлением Правительства является максимальное его сохранение, улучшение и дальнейшее развитие. В генеральный план развития включено девяносто парковых и рекреационных зон. По словам Александра Красавина, первого заместителя председателя правления корпорации «Баркли», с 2011 года в Новой Москве появилось 15 новых парков. Также можно выделить ТРЦ «РИО», Vnukovo Outlet Village, ТРЦ «Бутово Молл». В 2019 году планируется открытие торгового центра «Саларис».
Курс на создание комфортной и сбалансированной среды обитания, взятый Правительством, поддерживают и застройщики. Поскольку Новая Москва по большей части пока состоит из неосвоенных участков, рассказывает Директор по стратегии развития территорий ГК «А101» Леонард Блинов, это дает возможность создания здесь современных рекреационных зон и общественных пространств, которые также способны генерировать экономические смыслы. Так, в рамках проекта создания парка на территории ЖК «Скандинавия» формируется система из пространств разного типа, сценарии использования которых открывают возможности не только для предприятий быстрого питания или продуктового ритейла, но и для таких видов бизнеса, как пункты проката, организация тематических мероприятий и т.п. С коллегой согласна Раиса Манаширова, директор департамента организации продаж MD Group. По ее словам, действительно большую работу в Новой Москве проводят девелоперы – тщательно прорабатывают свои проекты, чтобы сделать жизнь в них наиболее комфортной. Например, планируя строительство ЖК «Новое Бутово», Девелопер решил максимально удовлетворить потребности будущих жителей в необходимой инфраструктуре. И создают ее в шаговой доступности в рамках микрорайона. Так появился ТЦ «Бутово Молл» – лауреат премии RCSC Awards-2018. Находясь поблизости от жилого комплекса, он стал своего рода достопримечательностью района.
Про социальную инфраструктуру
Прежде всего, надо понимать, что строительство детских садов, школ, поликлиник – вынужденные расходы, которые в дальнейшем не приносят прибыль, поясняет Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки». Расходы на строительство школы оказываются сопоставимы с затратами на возведение жилого дома. Детские сады в абсолютном выражении обходятся дешевле. Однако в пересчете на одного ребенка затраты выше и составляют около миллиона рублей. Именно по причине высоких финансовых затрат большинство застройщиков приступает к созданию инфраструктуры в последнюю очередь. Тем не менее, за шесть лет в Новой Москве было построено 58 новых социальных объектов, в том числе за счет средств инвесторов – это десять медучреждений, тринадцать школ и тридцать четыре детских сада. Конечно, этого недостаточно. Но уже менее чем через 3 года число социальных объектов увеличится до 80, а цель 2035 года – порядка 700 штук! Огромная цифра.
Объекты социальной инфраструктуры Новой Москвы привлекают не только количеством, но и качеством. Условия позволяют создавать масштабные и смелые объекты – школы с оранжереями, большими спортивными площадками для детей любого возраста, бассейнами. Реализуются проекты по возведению модульных поликлиник – они строятся за считанные месяцы, а оснащены не хуже обычных.
По мнению пресс-служба Группы ПИК, одним из ярких примеров реализации социальной инфраструктуры является образовательный комплекс в ЖК «Бунинские луга» (п. Сосенское вблизи д. Столбово). В его состав войдут общеобразовательная школа на 1 100 мест и детский сад на 150 мест. Школа находится в центре застройки проектируемого района и граничит с участком детского сада. Территория, прилегающая к образовательному комплексу, свободна от автомобилей и полностью безопасна. На школьной территории запроектированы зоны для спорта и хозяйственно-бытовые площадки. Все зоны разделены по возрастным группам и между собой. Классы будут оснащены самым современным оборудованием, а посещение школы не станет проблемой и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо игровых площадок для детей разного возраста, здесь появятся стадион, площадка для игры в мяч, открытый учебный класс, а также планируется строительство теплицы и создание условий для организации собственного фруктового сада.
Транспортная сеть
Пока Новая Москва как локация проходит лишь период «начального накопления» собственной ценности, и в основном только в «первом поясе» ее освоения. Уже можно говорить о том, что поддержка со стороны власти во многом обусловила скорое появление здесь не очередной уплотнительной застройки, а именно современной качественной городской среды. И ее качество во многом достигнуто доступностью и проницаемостью всех территории с помощью создания полноценной разнообразной транспортной сети. Роль власти, по мнению Леонарда Блинова, в этом процессе весьма значительна, поскольку в данном случае она обеспечивает территории развитую транспортную инфраструктуру. Главным образом – 33 станции метро, которые существенно повысят доступность не только «первого пояса», но и всего ТиНАО, но не менее важна сеть автодорог, новые маршруты общественного транспорта, удобные ТПУ, которые концентрируют различные потоки. Уже в следующем году за счет открытия станций Сокольнической линии метрополитен будет находиться в пределах 1,5 км от всех основных жилых объектов.
Из того, что было запланировано и достигнуто уже сейчас: построено порядка 85 км новых автомобильных дорог, 2 станции метрополитена, разработано и открыто 30 новых маршрутов общественного транспорта (их общее количество достигло 140 штук).
Наталья Никитина, Исполнительный директор «К2 Бизнес-парк», как очевидец, отслеживающий ежедневно изменения Калужского шоссе, подтверждает, что в развитие транспортной инфраструктуры было вложено много средств и сил. Все сроки, озвученные правительством Москвы еще в 2012 году, были соблюдены: построены новые дороги, развязки, пешеходные переходы и, конечно, полным ходом идет строительство метро.
Новый взгляд на жилье
И все же главным достижением развития Новой Москвы является появление нового качественного жилья комфорт-класса, которое ранее было доступно только покупателям проектов в старых границах Москвы, считает Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум». Иными словами, тысячи клиентов получили возможность приобрести жилье с московской «пропиской» по подмосковным ценам. Причем речь идет о комплексном освоении территории формата «город в городе», чего многие годы не могли добиться в условиях тесной застройки «старой» Москвы. Но самое главное, власти взяли под личный контроль проекты присоединенных территорий, будь то строительство школы или новой остановки общественного транспорта. Некогда слабоурбанизированная территория сегодня скорее напоминает спальный район Москвы, застроенный не хаотически, а продуманно, соответствуя единой концепции.
Сейчас на присоединенных территориях любые новые объекты возводятся по строгим нормам и правилам, поэтому они по определению обязаны быть современными и качественными. В Новой Москве больше возможностей для реализации нестандартных решений, потому что пока она не застроена окончательно и нет необходимости подстраиваться под облик, уровень и концепцию соседствующих зданий и района в целом. Эта территория, с одной стороны, уже благоустроена, а с другой, не обременена старой, не всегда качественной застройкой и устаревшими инфраструктурными объектами.
Специально для портала "Все новостройки"