Метро пойдет по второму кругу

Первый этап запуска Московского центрального кольца (МЦК, ранее МКЖД – Московская кольцевая железная дорога), которое станет фактически второй кольцевой линией метро, состоится в начале сентября. В мэрии считают, что новая кольцевая линия поможет существенно сократить время в пути для пассажиров и разгрузит метрополитен. Пассажиры получат 54 километра наземного метро, а также 31 станцию.
 
МЦК – еще одна кольцевая линия метро, от подземки ее отличает только то, что новая транспортная система будет находиться на поверхности. 31 станцию создадут в виде транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Пассажирам будет удобно пересаживаться с одного вида транспорта на другой благодаря системе крытых переходов, которые защитят от непогоды. Для маломобильных групп населения предусмотрены лифты и эскалаторы. В вагонах разместят информационные панели, сообщающие время, дату, температуру за бортом и следующую станцию, как и в метро, заработает Wi-Fi.
 
Движение по МЦК обеспечат более 100 пар высокоскоростных поездов «Ласточка» с интервалом движения 6 минут в часы пик. По сути, это современные электрички, соответствующие международным стандартам: бестамбурные вагоны, система климат-контроля, туалеты, возможность для перевозки велосипедов. На МЦК будет действовать билетное меню метрополитена. При пересадке с подземки на железную дорогу и обратно не будет необходимости тратить дополнительные средства.
 
Еще в начале прошлого века МЦК выполняла функции по перевозке грузов – обслуживала промзоны. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, городу очень повезло, что более 100 лет назад была создана эта дорога. Сегодня ее планируется включить в транспортную систему мегаполиса. Как отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, на запуск железнодорожного кольца, которое уже сейчас называют «дорогой будущего», власти столицы возлагают большие надежды: «В городе выстраивается абсолютно новая система транспортной логистики, которая позволит частично перераспределить транзитные транспортные потоки, а также частично освободить дороги. Кроме того, МЦК послужит мощным катализатором к развитию примыкающих к ней территорий площадью 10,8 га, большинство из которых – депрессивные промзоны. Инвестиционная привлекательность этих земель повысится, потому что будет гарантированный пассажиропоток». По предварительным подсчетам, там может быть возведено 750 тыс. кв. метров коммерческой недвижимости.
 
Работа по включению МЦК в транспортную систему Москвы началась еще в начале 2000-х годов. По словам Петра Аксёнова, первого заместителя руководителя департамента строительства Москвы, председателя совета директоров ОАО «МКЖД» (в 2003 году – первый заммэра Москвы, руководитель Комплекса городского хозяйства), тогда были разработаны технико-экономическое обоснование ликвидации грузоперевозок на МЦК и организация пассажирского движения. Однако тогда в силу разных причин проект не удалось реализовать в полной мере. К его реализации удалось приступить лишь после прихода в мэрию команды Сергея Собянина.
 
По подсчетам специалистов, МЦК позволит снизить нагрузку на основные транспортные хабы города. Так, Кольцевая линия метро, а также пересадочные станции внутри нее разгрузятся более чем на 15%, северный участок Сокольнической ветки – на 20%, Таганско-Краснопресненская линия – не менее чем на 18%. Значительно снизится пассажиропоток на железнодорожных вокзалах. У жителей московских окраин и Подмосковья отпадет необходимость добираться до центра города, чтобы спуститься в метро. По расчетным данным, разгрузка Курского вокзала составит 40%, Ярославского и Ленинградского – 20%, а Казанского в часы пик – 30%.