Что предпочитают покупатели и что будет со спросом?

Ответы на эти вопросы прозвучали на аналитической сессии «Анализ покупательских предпочтений на рынке жилой недвижимости. Кем сегодня формируется спрос на жилье?». Сессия состоялась в рамках Международного инвестиционного форума PROESTATE.live, организаторами которого выступили Фонд Росконгресс, Минстрой России, Учебный центр Academy of Real Estate (ARE), компания IMMERGITY.
 
«В последние несколько лет рынок дает нам новые вызовы, каждый год мы обсуждаем некую новую реальность, к которой нужно адаптироваться, с которой нужно работать. Поэтому критически важно периодически встречаться и "сверять часы"», — отметила во время вступительных слов модератор мероприятия Антонина Дарчинова, коммерческий директор ГК КамаСтройИнвест (г. Казань).
 
Развернутую аналитику по жилищному рынку участники мероприятия услышали от Сергея Коврова, руководителя департамента консалтинга и аналитики «НДВ-Супермаркет Недвижимости». Он в цифрах доказал многие интуитивно известные факты: всплеск спроса в июле-августе, увеличение числа лотов с частичной отделкой и ремонтом «под ключ», значительный рост сделок с привлечением ипотечных средств. И в то же время девелоперы готовятся к снижению спроса к концу года, ведь окончательного решения о продлении или приостановке программы льготной ипотеки еще нет.
 
«Наступает новый период. Экономика все еще не восстановилась и не вышла на докризисный уровень. Более того, мы едва ли ожидаем серьезных улучшений ближайшие несколько лет. Например, за второй квартал весьма серьезно вырос процент безработных, у многих существенно сократились доходы», — говорит Сергей Ковров. Что делать? В «НДВ-Супермаркет Недвижимости» выделили 5 мер, которые помогут девелоперу приспособиться к новой реальности:
 
  1. Дальнейшая поддержка от государства в виде льготной ипотеки. Эта мера, конечно, зависит не от застройщиков, но может стать мощным стимулом для поддержания рынка.
  2. При применении разнообразных форм поддержки не допускать образования ипотечного пузыря, который в случае схлопывания способен вызвать очередную волну банкротств и рост доли необеспеченных кредитов.
  3. Переориентирование проектов в массовый сектор, в первую очередь это —классы эконом, стандарт и комфорт. По словам Сергея Коврова, потенциальные покупатели выбирают в первую очередь именно этот тип квартир. В эту же сторону сработает увеличение числа «однушек», квартир-студий и прочих форматов малогабаритного жилья.
  4. Увеличение предложений с готовой отделкой под ключ. Устойчивый тренд к росту доли таких квартир наблюдается в течение нескольких последних лет и продолжит расти ближайшие годы.
Помимо этого, в Москве и Новой Москве в ближайшие несколько лет аналитики ожидают миграцию в отдаленные районы столицы, за МКАД, в том числе дальнейшее освоение Новомосковского и Троицкого административных округов. Там улучшилась транспортная доступность, цены ниже, чем в более близких к центру районах, а столичные привилегии и льготы такие же.
 
Согласен с коллегой и Кирилл Храпов, директор по продажам Группы «Самолет». «Есть тренд на снижение себестоимости, но происходить это должно не за счет снижения потребительских качеств продукта. Мы, как крупный застройщик, применяем для этого другие инструменты. А еще есть встречный тренд, который работает на пользу нашему покупателю, это — улучшение потребительских качеств по всем проектам. Если раньше многие застройщики опирались лишь на собственное мнение, то сейчас все чаще прибегают к помощи аналитиков и социологов. <…> Покупатель сегодня покупает не столько квадратные метры, сколько образ жизни за пределами квартиры. Очень важно уделять внимание дворам, детским площадкам, спортивным сооружениям, которые должны быть качественно наполнены всем тем, что покупатель сможет применять в свое свободное время», — выражает свою точку зрения Кирилл Храпов.
 
О результатах периода самоизоляции, новых появившихся в этот период инструментах и старых, которые стали более активно использоваться, рассказала Дарья Акимова, менеджер по продукту «Первичная недвижимость» ЦИАН. В период, когда перемещения были резко ограничены, на первый план вышли онлайн-инструменты, формирующие у клиента представление о жилье без необходимости реального просмотра.
 
«Люди используют онлайн-просмотры в качестве этапа предварительного выбора. Какие еще инструменты для этого есть? Например, 3D-туры. Это не онлайн-просмотры, а инструмент, в котором можно оценить планировку и на картинке более наглядно увидеть, как расположены двери, проходы, окна и т.д. Еще один инструмент — камеры застройки. Инструмент уже не новый, но он продолжает быть актуальным. Во время самоизоляции многие использовали видеочаты и видеозвонки, когда менеджер с камерой шел на объект, а покупатель смотрел видео», — рассказала Дарья Акимова.
 
Сейчас все эти приемы скорее используются как один из этапов выбора, а не как способ принять окончательное решение. С другой стороны, они снимают часть вопросов и тем самым снижают нагрузку на менеджеров.
 
 
Официальный сайт мероприятия: proestate.ru