На смену аварийным домам могут прийти пятиэтажки

К 1 сентября 2017 года должна быть окончательно решена задача по переселению граждан из всего аварийного жилищного фонда. В конце ноября правительство подписало соответствующее постановление. Объем субсидий, направляемых на увеличение лимитов финансовой поддержки субъектов РФ за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2014-2016 годах, составит около 28 млрд рублей ежегодно.
 
- Одна из ключевых задач -создание условий для строительства арендного жилья, а также для организации ЖСК, реализация проектов по строительству жилья экономического класса для продажи такого жилья по фиксированной цене, - считает член Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Владимир Ресин.
 
По его мнению, в комплексе с ликвидацией аварийного фонда необходимо создать условия комфортного проживания и профессиональной деятельности граждан. Можно воспользоваться уже имеющимся опытом. Так, неплохие результаты дал эксперимент столицы по сносу пятиэтажек. В свое время в Москве была впервые разработана схема так называемого волнового переселения. "Сначала строятся стартовые дома, куда переселяются жители подлежащих сносу пятиэтажек, потом на месте первых снесенных домов возводятся новые, куда переселяются жители других пятиэтажек - так формируется "волна" переселения, в результате которой на освободившемся месте вырастает современный жилой квартал. Это позволило не только обновить жилой фонд и избавиться от аварийных зданий, но и преобразовать целые кварталы, создать параллельно необходимую социальную инфраструктуру, обновить инженерию, - пояснил "РБГ" Владимир Ресин.
 
Эксперты считают, что пример реконструкции пятиэтажного фонда и программа реновации исторического центра Москвы может быть использован как экономико-правовая форма взаимодействия инвесторов и власти для совместного решения государственной задачи - улучшение жилищных условий граждан и воссоздание современной городской среды. "Главное - найти ту схему, при которой строительство будет выгодно и жителям, и городу, и застройщикам, - говорит Ресин. - Московский опыт наглядно демонстрирует, что найти эффективные взаимовыгодные механизмы можно: в столице мы в свое время смогли выйти на уровень строительства 5 млн кв. метров в год!".
 
Инвестиционный контракт в виде договора обязательств и распределения результата совместной деятельности обеспечил оформление требуемых отношений государственно-частного партнерства. По словам Ресина, курирующего эту работу, 56 регионов затем использовали этот подход для решения задач реконструкции и реновации, нового строительства жилья и социальной инфраструктуры в своих городах. На современном этапе остается важная задача - внести определенные поправки в Градостроительный, Жилищный и Земельный кодексы, чтобы однозначно регулировать отношения всех участников. В том числе обеспечить новые перспективные виды прав граждан на жилье - такие как аренда.
 
Кроме того, требуется стимулирование участников реализации программ жилищного строительства путем целенаправленных мер в форме налоговых льгот, субсидирования отдельных видов строительства, этапов подготовки земельных участков к освоению, включая межевание, составление кадастровых планов и др.