Опыт Японии поможет решить транспортные проблемы Москвы

При строительстве транспортного каркаса в Москве столичные власти будут ориентироваться, в том числе, на опыт Токио. Об этом заявил заммэра столицы по строительству Марат Хуснуллин на Московском урбанистическом форуме.
 
Российский и японский столичные мегаполисы объединяет схожая радиально-кольцевая планировка: разница в том, что в Москве три концентрических кольца, а в Токио - шесть. Как показывает опыт японцев, "лучевая" структура не является препятствием для создания нескольких центров в городе.
 
Токийская агломерация, объединяющая в себе столицу и несколько городов-спутников, окружена кольцевой дорогой диаметром в 100 километров. Связь между центрами, распределенными по городу, организована с помощью метро и скоростной железной дороги (на эти виды общественного транспорта делают упор и московские власти). Толчком к развитию национальной транспортной системы Японии стала Олимпиада 1964 года, до этого страна активно восстанавливала дороги, разбитые во время Второй мировой. Кстати, первые три дорожных кольца в Токио были построены уже в 1927 году, что увеличило площадь города почти в семь раз, рассказал на форуме Ясуши Аояма, бывший вице-губернатор правительства метрополии Токио. По его словам, токийские власти выслушивали много критики, когда в 80-е годы вычленяли в городе новые центры, но это позволило распределить транспортные потоки и облегчить ситуацию в городе.
 
Кроме того, при корректировке Генплана Москвы используется опыт Сеула и Пекина, у которых схожие с российской столицей проблемы. Также московских строителей официально консультируют бывший главный архитектор Сингапура и экс-министр по городскому развитию Большого Парижа.
 
В Москве главная беда, по словам Марата Хуснуллина, в том, что долгое время темпы строительства транспортной инфраструктуры сильно отставали от темпов строительства жилья. Кроме того, развитие Москвы и области не было сбалансировано, и высокая стоимость жилья в столице "вытолкнула" спрос в Подмосковье - а стремятся транспортные потоки все равно в центр, поэтому инфраструктура перегружена.
 
- Было принято принципиальное решение о присоединении к Москве наиболее незастроеных территорий Московской области и развития полицентричности города, - сказал Хуснуллин. Новые столичные земли должны оттянуть на себя часть деловой активности - здесь создадут около миллиона рабочих мест и будут жить примерно 1,5 миллиона человек. Кроме того, за последние годы отменено несколько проектов строительства более 25 млн квадратных метров недвижимости, которые ухудшили бы ситуацию в городе.
 
Юридическая трудность развития Москвы как полицентричного образования заключается в том, что само понятие агломерации в правовом поле РФ отсутствует.
 
- Сейчас Минрегион готовит поправки в градостроительный, бюджетный и другие кодексы РФ, которые позволят планировать территории как агломерации. Москву в этом смысле можно рассматривать как пилотную площадку, - заявила директор департамента стратегического развития Минрегиона Елена Чугуевская. Напомним, на уровне Москвы и области разрабатывается совместная схема территориального планирования.