В рамках
Премии Urban Awards состоялся бизнес-завтрак «Квартиры с отделкой: UPGRADE. Дань моде или эффективный инструмент повышения продаж?».
Инициатором и соорганизатором мероприятия стала Архитектурно-строительная компания «Галерея Проектов», выступающая в этом году Партнёром Премии. 7 июля в Meeting Point собрались представители ведущих игроков рынка недвижимости и журналисты профильных СМИ. В ходе мероприятия лидеры отрасли обсудили насущные вопросы и проблемы, связанные с развитием такого продукта как «Квартиры с отделкой» от застройщика.
В своем вступительном слове Юлия Кристова, директор по развитию компании «Галерея Проектов», отметила, что российский потребитель становится более требовательным к своему будущему жилью и всё больше ориентируется на европейские нормы и стандарты. В ситуации, когда у него есть выбор между двумя форматами – квартирой с готовой отделкой или квартирой Shell&Core, он всё чаще и всё охотонее выбирает первый вариант. Для застройщика предоставление покупателю возможности приобретения таких лотов с отделкой существенно повышает их ликвидность: в среднем они продаются в 1,5 раза быстрее. Кроме того, продажа квартир с отделкой позволяет девелоперам привлекать большое количество «инвесторов», которые заинтересованы в оперативной сдаче квартир в аренду, а также решить вопрос в реализацией «неликвида».
«Если говорить про риски застройщика, то многие девелоперы пока не предлагают квартиры с отделкой по той простой причине, что боятся дополнительной "головной боли". Ведь это и увеличение объема инвестиций в проект, и расширение функционала компании, и дополнительные гарантийные обязательства перед покупателями», - рассказала Юлия Кристова.
При этом она заключила, что все трудности, возникающие при реализации квартир с отделкой, могут быть успешно решены и переведены в дополнительные возможности для застройщика, что и подтверждается опытом многих девелоперских компаний, наращивающих долю квартир с отделкой в своём предложении рынку.
Этот тренд подтвердила и Екатерина Тейн, директор департамента розничных продаж PSN Group, у которой за плечами большой опыт работы в т.ч. и на международном рынке недвижимости. «Если взять, к примеру, европейский рынок, то там во многих странах законодательно предусмотрено, что застройщик сдает квартиры с отделкой. У нас же пока большинство квартир выходят в формате Shell&Сore. Но в перспективе, думаю, все изменится в сторону готовых вариантов с отделкой», - отметила она.
В свою очередь, генеральный директор компании «Бест-Новострой» Виктория Григорьева привела статистику по структуре предложения на столичном рынке. По ее словам, 90% проектов в Москве сегодня предлагаются без отделки. При этом в новостройках, где есть квартиры с отделкой, продажи идут активнее на 30%. В массовом сегменте на реализации находятся 395 корпусов, из них 48 – с отделкой (12,1%). В сегменте бизнес- и премиум-класса продажи ведутся в 156 корпусах, только в 10 из них квартиры предлагаются с отделкой (6,4%). Наконец, в элитном сегменте реализуются квартиры в 44 корпусах. И лишь в одном представлены лоты с отделкой (2,2%). Если же рассматривать рынок апартаментов, то здесь из 104 реализуемых корпусов отделка представлена в 11 корпусов (10%).
При этом она отметила, что стоимость отделки в эконом-классе на сегодняшний день составляет 10-14 тыс. рублей за кв. м, в комфорт-классе – 18-25 тыс. рублей за кв. м, в бизнес- и премиум-классе – 50-70 тыс. рублей за кв. м. «Для клиента ремонт от застройщика может оказаться на 15-50% дешевле, того, который он бы сделал самостоятельно. А общий бюджет покупки, как правило, оказывается только на 10% больше», - добавила Григорьева.
Коммерческий директор ФСК «Лидер» Григорий Алтухов рассказал об опыте компании по реализации квартир с отделкой в комфорт-классе и премиум-сегменте. «Безусловно, покупателей в массовом сегменте привлекает возможность включения ремонтных работ в ипотечный договор. Кроме того, когда застройщик делает отделку в квартирах посекционно, жителям не придется жить полгода-год после заезда в окружении строительных шумов, которые издают соседи», - отметил эксперт, добавив, что для застройщика квартиры с отделкой не являются дополнительным способом заработка. Это, скорее, вынужденная мера, которую диктует рынок.
Генеральный директор «БЭЛ Девелопмент» Елена Комиссарова заявила, что если бы у застройщиков был выбор, они бы с радостью продолжали строить и сдавать квартиры без отделки. «Но мы отслеживаем спрос и понимаем, что через пару лет нам всем придется этим заниматься вне зависимости от наших желаний», - поделилась она.
Этого не исключают руководитель проектов отделки MR Group Михаил Филон, вице-президент «Лидер Инвест» Дмитрий Коробейкин и директор департамента продаж ГК «Гранель» Рустам Арсланов.
Директор по продажам ГК «Пионер» Диана Нилиповская, в свою очередь, рассказала, что вопреки общему мнению девелопер может заработать на квартирах с отделкой, например, с помощью предоставления клиентам дополнительных сервисов. «Это работает по принципу конструктора: кому-то нужна квартира с улучшенной отделкой, кому-то нужна полностью меблированная, готовая к проживанию», - пояснила она.
Основным итогом мероприятия стало признание всеми участниками круглого стола того факта, что в ближайшее время все девелоперские компании придут к квартирам с отделкой. И ближайшая задача, стоящая перед игроками рынка жилой недвижимости, заключается в том, чтобы сделать предложение по этому продукту наиболее разнообразным и полным.