Создание двух новых кольцевых линий рельсового транспорта – Московского центрального кольца и Третьего пересадочного контура – не окажет сколько-нибудь заметного влияния на рынок недвижимости районов с хорошей транспортной доступностью. Однако в тех районах, где метро не было, появление новых станций даст толчок к развитию проектов по строительству жилья и повысит ликвидность вторичного фонда. При стабилизации экономической ситуации не исключен и рост цен, однако пока об этом речи не идет, отмечает руководитель «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова.
МЦК и ТПК
10 сентября столичные власти запустил движение по Московскому центральному кольцу (МЦК), в которое переименовали Малое кольцо Московской железной дороги (МКЖД). Всего на кольце предусмотрена 31 станция: 26 уже работают, еще пять - Дубровка, Коптево, Соколиная гора, Зорге и Панфиловская – должны открыться до конца года, обещает сайт столичного стройкомплекса.
В перспективе на 17 станциях МЦК можно будет пересесть на 11 линий метро, на 10 - на пригородные электрички. Однако в первый год запуска кольца будут работать лишь 14 пересадок на метро и шесть - на радиальные пригородные железнодорожные направления.
В дальнейшем еще одним «кольцом» Москвы станет Третий пересадочный контур (ТПК), который соединит существующие радиальные и перспективные хордовые линии метро на расстоянии нескольких километров от действующей кольцевой линии. Второе кольцо, протяженностью 58,6 км, будет включать в себя 28 станций. Запланировано 17 пересечений ТПК с радиальными линиями столичной подземки, семь пересечений с линиями железных дорог и два пересечения с Московским центральным кольцом.
По словам вице-мэра столицы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, строительство ТПК может быть завершено в ближайшие четыре года. В этом году власти собираются открыть первый участок — от станции «Деловой центр» до «Петровского парка».
Стимул для строительства
Транспортная доступность – один из ключевых факторов, влияющих на цену и ликвидность жилья. Однако территория внутри МКАД и без того неплохо обеспечена транспортной инфраструктурой, поэтому кардинальных подвижек на рынке недвижимости Москвы в результате появления на карте города очередной пары колец ожидать не стоит. Тем более что МЦК пока еще очень далеко до полноценной интеграции в систему метрополитена… Однако те районы, где раньше метро не было, появление станций ТПК и/или МЦК, естественно, почувствуют.
На ТПК в этом плане наиболее интересны «Улица Новаторов», участки «Аминьевское шоссе» – «Давыдково», «Терехово» – «Мневники» - «Улица Народного ополчения», «Шелепиха», «Лефортово», «Нижегородская улица», «Кленовая улица», «Севастопольский проспект». На МКЖД: Памфиловская, Коптево - Лихоборы, Ростокино – Белокаменная, Соколиная гора, Новохохловская, ЗИЛ, Верхние котлы, Крымская.
«Перспектива открытия новых станций стимулирует девелоперскую активность – конечно, при наличии свободных площадок для строительства. А в сложившихся районах, где их очень мало или вообще нет, бенефициарами развития транспортной сети станут владельцы вторичных квартир – на них вырастет спрос, а темпы снижения цен замедлятся. В более благоприятной экономической обстановке можно было бы говорить и о росте стоимости жилья в данных районах, однако пока это маловероятно», – говорит Татьяна Калюжнова.
Собственно, реализация многих масштабных жилищных проектов в Москве, прежде всего в промзонах, была бы нереальной или, по крайне мере, весьма затруднительной, если бы поблизости не планировалось открытие станции метро или МКЦ. Последнее, напомним, проходит как раз через территории заброшенных промышленных предприятий.
Новостройки, которые больше всего выиграют от запуска МЦК и ТПК
Название ЖК |
Застройщик |
ТПК/МЦК |
Общая площадь квартир в проекте, кв. м |
Общая площадь квартир корпусов в продаже, кв. м |
Годы строительства проекта |
Площади квартир в продаже, кв. м |
Стоимость 1 кв. м, руб. |
Стоимость квартиры, млн руб. |
SREDA |
Группа ПСН |
Нижегородская улица / Новохохловская |
295600 |
64008 |
2015 - 2020 |
22,7 - 88,0 |
130 400 - 183 000 |
3,7 - 13,4 |
Кварталы 21/19 |
Вектор Строй Финанс |
Нижегородская улица / Новохохловская |
235000 |
45715 |
2015 - 2021 |
38,5 - 79,6 |
120 000 - 155 800 |
4,9 - 11,1 |
ЗИЛАРТ |
Группа ЛСР |
ЗИЛ (МЦК) |
760000 |
138053 |
2015 - 2022 |
34,3 - 136,4 |
155 600 - 213 700 |
6,2 - 25,5 |
Парк Легенд |
ГК ТЭН |
ЗИЛ (МЦК) |
126599 |
23505 |
2016 - 2018 |
36,7 - 86,6 |
149 400 - 176 500 |
6,0 - 14,3 |
Дом на Войковской |
Валдай сервис |
Коптево (МЦК) |
5735 |
5735 |
2016 - 2018 |
33,2 - 76,6 |
163 000 - 235 000 |
5,9 - 17,3 |
Триколор |
Capital Group |
Ростокино (МЦК) |
171500 |
171500 |
2007 - 2015 |
56,0 - 167,0 |
165 900 - 221400 |
12,4 - 38,1 |
Золотая Звезда |
Эталон-Инвест |
Соколиная гора (МЦК) |
62760 |
58274 |
2015 - 2017 |
37,4 - 106,5 |
154 500 - 201 000 |
6,5 - 19,1 |
RiverPark |
AEONCorporation |
Кленовый бульвар (ТПК) |
230000 |
128655 |
2014 - 2020 |
35,69 - 93,7 |
184 800 - 194 900 |
7,0 - 17,6 |
Розмарин |
ГК Ташир |
Севастопольский проспект (ТПК) |
84847 |
84847 |
2010 - 2013 |
54,6 - 177,6 |
250 000 - 435 000 |
15,2 - 64,7 |
Квартал 38А |
РЕМСТРОЙТРЕСТ ИСК, ФЛЭТ и Ко |
Улица Новаторов (ТПК) |
131368 |
49263 |
2011 - 2020 |
51,0 - 200,6 |
191 200 - 402 000 |
13,4 - 61,7 |
The MID |
МИД РФ, Бэсткон |
Улица Новаторов (ТПК) |
36488 |
36488 |
2014 - 2017 |
51,4 - 121,1 |
245 000 - 350 000 |
13,0 - 42,4 |
Лобачевский |
Мидланд Девелопмент |
Аминьевское шоссе (ТПК) |
101880 |
101880 |
2013 - 2017 |
40,3 - 120,9 |
162 900 - 228 000 |
9,2 - 23,2 |
Вересаева11 |
Вересаева Плюс |
Давыдково (ТПК) |
7453 |
7453 |
2015 - 2017 |
58,9 - 140,0 |
325 500 - 441 000 |
20,4 - 51,4 |
Сердце Столицы |
ДОНСТРОЙ |
Шелепиха/Шелепиха |
352144 |
186295 |
2014 - 2019 |
43,1 - 140,8 |
192 100 - 406 900 |
9,7 - 49,0 |
Wellton Park |
КРОСТ |
Улица Народного ополчения (ТПК) |
260000 |
110168 |
2004 - 2020 |
26,5 - 105,4 |
197 000 - 290 000 |
5,8 - 26,4 |
Утесов |
МФК ГРАС |
Улица Народного ополчения (ТПК) |
65608 |
56126 |
2012 - 2017 |
49,0 - 203,9 |
184 700 - 314 100 |
12,7 - 39,6 |
Источник: «ИРН-Консалтинг»
«МЦК и ТПК не только поможет ликвидировать «ржавый пояс» Москвы, но и повысит статус достаточно старых, обжитых районов на западе, севере и востоке столицы, где метро либо не было в принципе, либо количество станций было недостаточным для обеспечения потребностей населения – Обручевского, Раменок, Можайского, Хорошево-Мневников, Коптево, Головинского, Ростокино, Богородского, Соколиной горы и т.п.», - резюмировала Калюжнова.