Парк у дома: как девелоперы озеленяют новые ЖК

  
Собственные сады, аллеи и бульвары с ландшафтным дизайном и редкими растениями перестали быть атрибутами самых дорогих элитных новостроек. Почему девелоперы готовы отдавать несколько гектаров под озеленение, и как превратить бывшую промзону в «город-сад» за два года, рассказали эксперты компании «Метриум Групп».  
 
В отсутствии деревьев, кустарников и цветов любая застройка превращается в «каменные джунгли». Долгое нахождение в такой обстановке негативно влияет на жизненный тонус и нервную систему. Но помимо эстетической составляющей, растения выполняют множество других функций. Они очищают воздух, защищают дома от пыли и шума, сдерживают потоки ветров, а также позволяют разграничивать территорию и изолировать отдельные элементы микрорайонов – жилые дома, детские и спортивные площадки, места для отдыха и прогулок. 
 
«Расходы на благоустройство территории, как правило, не превышают 5% от общей себестоимости строительства жилого комплекса, – говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп». – Но эти вложения окупаются «с лихвой» – красота окружающей среды привлекает внимание потенциальных покупателей и может стать решающим фактором при выборе квартиры». 
 
Какие тенденции в области озеленения характерны для лучших новых ЖК по сравнению с комплексами, построенными много лет назад, проанализировали аналитики компании «Метриум Групп». 
 
1. Увеличение площади «зеленых зон» в ЖК
 
Для того чтобы получить максимальную прибыль, в предыдущие годы девелоперы старались построить на дорогостоящих земельных участках как можно больше квадратных метров жилья. При этом благоустройству территории отводилась второстепенная роль. С ростом конкуренции на рынке недвижимости, покупатели жилья всех ценовых категорий стали более требовательными. Помимо локации, качества строительства и стоимости квартиры их интересует, насколько комфортной для жизни будет инфраструктура и среда около дома. Поэтому во многих новых комплексах под «зеленые зоны» отводятся огромные территории. 
 
В элитных комплексах их доля может доходить до 50% и более. Например, в ЖК Knightsbridge Private Park ландшафтный парк занимает две трети территории (2 га), в ЖК «Садовые кварталы на долю «зеленых зон» приходится 55% (6 га), в ЖК «Сердце столицы» – 46% (6,5 га). В ЖК бизнес-класса «Символ» площадь озеленения составляет 48% от площади застройки (29 га), в ЖК «Зиларт» – 31% (20 га). 
 
В строящихся комплексах недорогого жилья комфорт-класса доля озелененных территорий также гораздо выше показателей прошлых лет. В ЖК «Домашний» она составляет 26% (7 га), ЖК «Город на реке Тушино-2018» – 12% (15 га), ЖК «Кварталы 21/19» – 16% (3 га). 
 
2. Создание озелененных общественных пространств
 
Концепция озеленения многих новых комплексов предусматривает не только посадку деревьев вокруг домов и на «зеленых островках», разбросанных по территории, но и создание общественных пространств для отдыха и прогулок на свежем воздухе. Ими могут быть собственные бульвары, аллеи, парки, скверы и благоустроенные набережные.
 
Например, в ЖК «Кварталы 21/19» появится зеленый бульвар с липовой аллеей длиной 900 метров. Он протянется вдоль жилых домов к площади перед строящейся станцией метро «Стахановская». Помимо лип для озеленения также будут использованы разные виды клена, а в местах притяжения жителей комплекса – каштаны и яблони. 
 
«По нашему замыслу бульвар станет не только ландшафтной доминантой жилого комплекса «Кварталы 21/19», но и всего района, – рассказывает Андрей Колочинский, управляющий партнер ГК «ВекторСтройФинанс». – На бульваре будет сосредоточена развлекательная инфраструктура для подростков и взрослых, а озелененные закрытые дворы у домов отданы под детские площадки. Так как при посадке решено использовать взрослые деревья, бывшие пустыри станут «зеленым садом» всего за два года».
 
При грамотном планировании территории ландшафтным акцентом может стать даже одно дерево. Например, в ЖК «Новый Зеленоград», помимо других деревьев и кустарников, в центре двора будет посажена огромная ель, которая станет главным центром притяжения жителей в период новогодних праздников. А в «Ривер Парке» такая ель появится на набережной. Зимой жители смогут украсить ее к празднику, и вокруг нее будет организован каток.  
 
3. Посадка взрослых деревьев
 
Если использовать при озеленении саженцы деревьев высотой 1-1,5 метра, то «утопать в зелени» жилой комплекс будет только через 10-20 лет, а первым новоселам придется довольствоваться «голым» пейзажем и унылым видом из окна. Чтобы жителям не приходилось ждать, когда «деревья станут большими», во многих новых ЖК в процессе благоустройства высаживают взрослые растения. Несмотря на то, что стоимость крупномерных деревьев и работ по посадке значительно превышает затраты на озеленение с помощью саженцев, девелоперы идут на эти расходы. Например, проектом подмосковного комплекса «Сколково Парк» предусмотрена посадка 500 сосен, елей, берез, лиственниц и кедров высотой от 10 метров, на территории ЖК «Садовые кварталы» – 600 крупных лиственных и хвойных деревьев. Озеленение взрослыми деревьями проводится и в ЖК комфорт-класса – например, в ЖК «LIFE-Митинская Ecopark», городском квартале «Ривер Парк», ЖК «Кварталы 21/19», подмосковном ЖК «Новый Зеленоград», и многих других  комплексах. 
 
«При посадке крупномеров проще учитывать фактор инсоляции – высокие деревья располагаются таким образом, чтобы не загораживать солнечный свет для жителей квартир, находящихся на нижних этажах, – поясняет Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development (девелопер ЖК «Новый Зеленоград»). – Тогда как саженцы через много лет могут достигнуть таких размеров, что тень от их крон будет перекрывать поступление солнечного света в окна».  
 
Также хорошее решение – посадка быстрорастущих деревьев и кустарников, прирост которых составляет около 0,5 метра в год. Такие молодые растения лучше приживаются и даже в течение одного сезона меняют внешний вид дворов. Так, в «Ривер Парке» посажены кустарники и деревья, которые очень быстро растут – всего за 3 месяца после сдачи 1 очереди строительства жители отметили, что и без того зеленый двор к осени стал только красивее. 
 
4. Подбор растений
 
Для того чтобы территория жилого комплекса выглядела привлекательной в любое время года, при разработке проектов ландшафтного дизайна учитывается время цветения растений. В противном случае летом жильцы будут наблюдать «буйство цвета», а осенью и зимой видеть только голые деревья с опавшими листьями. 
 
Например, в «Ривер Парке» предусмотрено непрерывное цветение растений до самой глубокой осени. Весной жителей квартала будут радовать яблони и черемуха «в цвету», осенью – рябина, а зимой – вечно зеленая хвоя. При озеленении ЖК «Новый Зеленоград» будут использованы особые породы кустарников, сохраняющие приятный облик в зимнее время. Концепция «четырех сезонов» или круглогодичной привлекательности растений также реализована в ЖК Knightsbridge Private Park и ЖК «Садовые кварталы». 
 
Самыми популярными деревьями для озеленения жилых комплексов являются традиционные для России липы, каштаны, клены, березы, яблони, вишни, ели и сосны. Эти породы деревьев, как правило, хорошо приживаются на разных видах почв, быстро растут, и не имеют таких недостатков, как, например, тополя, досаждающие летящим пухом. 
 
Иногда ландшафтные дизайнеры включают в проекты озеленения редкие растения. Например, в комплексе апартаментов «Савеловский Сити» будут посажены кустарники барбариса, которые смогут играть роль естественных изгородей, разделяющих территорию. А ЖК «Сколково Парк» украсили красные дубы и серебристые кустовые клены.  
 
5. Участие покупателей квартир в озеленении
 
Привлечение будущих жителей в обустройстве и озеленении территорий комплексов является еще одним модным веянием на рынке недвижимости. Забытая традиция «субботников» приобрела в наше время новые привлекательные формы. Например, в сентябре этого года в подмосковном жилом микрорайоне «Зеленые аллеи» жители комплекса вместе с сотрудниками компании-девелопера высадили парк из 300 кленов, каштанов, лип и других пород деревьев. В акции «Свой дом – свой дерево» могли принять участие все  покупатели квартир: каждый желающий мог выбрать вид и место посадки своего «фамильного дерева» на территории комплекса, а затем получить памятный сертификат. Подобная акция, в которой приняли участие более 250 жителей, весной этого года также прошла в столичном ЖК «Татьянин парк».   
 
«Урбанистические жилые комплексы с новостройками из стекла и бетона пользуются спросом у очень узкой категории покупателей недвижимости, – говорит Андрей Колочинский. – Большинство людей предпочитают микрорайоны с уютными дворами, где удобно проводить время с детьми, а также бульварами, скверами и аллеями, где можно гулять на свежем воздухе. Качественно новая жилая среда на территории многоквартирных комплексов подразумевает, что все необходимое находится в непосредственной близости от дома. Но при этом все объекты инфраструктуры и жилые дома должны быть органично «встроены» в природную среду с обилием «зеленых» зон. В ЖК «Кварталы 21/19» детские и спортивные площадки, амфитеатр и места для тихого досуга, будут отделены друг от друга декоративными деревьями и связаны витиеватыми прогулочными дорожками. Маршруты спланированы так, что во время прогулок будет создаваться ощущение пребывания в тихой зеленой роще». 
 
«При прочих равных условиях жилой комплекс с обширным озеленением на территории более привлекателен для покупателей недвижимости, нежели новостройка в «каменном мешке», – резюмирует Мария Литинецкая. – Качественная концепция благоустройства позволяет девелоперам привлечь внимание к своему проекту еще на этапе эскизов. А если для озеленения используются взрослые деревья, то к моменту заселения первых жителей и начала строительства следующих очередей ЖК, территория вокруг первых корпусов уже выглядит ухоженной. Это очень важно для новых покупателей, выбирающих жилье. Кроме того, многие комплексы, представленные в продаже на первичном рынке, строятся на территориях бывших промзон. Этот фактор может отпугивать определенную долю покупателей. Но когда они знакомятся с проектом и видят, что на месте бывшего пустыря появится «город-сад», им легче принять решение о выборе в пользу данного комплекса. Поэтому девелоперы не жалеют средств на благоустройство и озеленение территории, и концептуальное оформление комплексов зелеными насаждениями становится устойчивой тенденцией на рынке недвижимости даже в сегменте массового жилья».  
 
Источник: Метриум Групп