Новостройки в Москве и Подмосковье в апреле-мае 2018 года

Щедрые скидки от застройщиков и опасения роста ипотечных ставок простимулировали спрос на новостройки Москвы и области. Сыграли свою роль и валютные колебания, однако ослабление рубля скорее заставило «старых» покупателей побыстрее закрыть сделки, чем привлекло новых.
 

Спрос

 
Апрель
 
В апреле 2018 г. Росреестр зарегистрировал в Москве 6 105 договоров долевого участия в строительстве жилья – на 10,3% больше, чем в марте, и на 18,6% - чем в апреле 2017 г. Объем продаж новостроек в границах «старой» Москвы, согласно подсчетам агентства «Бон Тон», увеличился в апреле на 21,8% (+25,8% в пересчете на квадратные метры) по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., но снизился на 5% (-2,1% в кв. м) – относительно марта текущего года. В Новой Москве продажи выросли на 4,6% к марту 2018 г. и на 11,4% - к апрелю 2017-го.
 
В самом агентстве «Бон Тон» количество сделок с новостройками выросло по сравнению с мартом на 20%, с апрелем прошлого года – на 35,5%. Отдельно по «старой» Москве - соответственно на 12% и на 20%. В Est-a-Tet объем сделок по проектам в Москве в апреле 2018 г. в месячном разрезе возрос на 6,6%, в годовом – на 66,7%, в новостройках Новой Москвы показатель за год увеличился на 78,9%. Число ДДУ в «старомосковских» новостройках компании превысило уровень апреля прошлого года на 34,2%, в «новомосковских» – на 12,3%.
 
Большая часть спроса (54%) на рынке новостроек Москвы, по информации «Бон Тон», приходится на комфорткласс, на бизнес-класс – 39,5%, «эконом» – 6,3%. Доля бизнес-класса в продажах выросла: по сравнению с уровнем апреля 2017 г. - на 13%, с уровнем марта 2018 – на 8%. При этом доля комфорткласса снизилась на те же 13% и 8%. А доля экономкласса остается неизменной, рассказывает Наталия Кузнецова, генеральный директор агентства недвижимости «Бон Тон».
 
По мнению риелторов, опрошенных www.irn.ru, высокая активность московских покупателей в апреле объясняется главным образом большими скидками от застройщиков, приуроченными к майским праздникам, снижением ипотечных ставок в предыдущие месяцы и валютными колебаниями в первой половине апреля. При этом, подчеркивает Александр Зубец, гендиректор ООО «Новые Ватутинки», падение курса рубля лишь помогло ускорить подписание договоров с клиентами, но не привлечь новый спрос: «Об этом говорит и статистика по нашему проекту. Количество первичных обращений в годовой динамике снизилось на 2%, тогда как число сделок – выросло в полтора раза. Сохранение числа звонков говорит об отсутствии ажиотажа, на фоне которого клиенты переводят свои накопления в квадратные метры».
 
Слова Александра Зубца подтверждают и данные риелторских компаний. Например, динамика обращений от потенциальных клиентов в «Инком» (то есть тот самый «новый спрос»), в апреле этого года была на 15% ниже, чем в марте, и на 31% ниже, чем в апреле 2017-го. В отличие от марта, когда очень активным был период с 12 по 25 число, в апреле повышенный спрос наблюдался только в течение одной недели – с 16 по 22 число, но и он был ниже «высоких» недель марта, отмечает Андрей Кройтор, директор департамента новостроек компании «ИНКОМ-Недвижимость». В «Азбуке Жилья» потенциальный спрос в апреле по сравнению с мартом 2018 г. уменьшился на 2%, а с аналогичным периодом прошлого года - на 24%.
 
В Подмосковье, в отличие от Москвы, сократился не только потенциальный спрос, но и реальный: по данным Росреестра, в месячном разрезе количество новых ДДУ упало в апреле на 6,2%, в годовом – на 11,5%.
 
При этом, по словам гендиректора IKON Development (девелопер ЖК «Новый Зеленоград» в Подмосковье) Евгении Акимовой, апрель на подмосковном рынке был очень неоднородным в плане спроса: в первой половине месяца покупатели были значительно активнее, чем во второй. «В частности, в нашем проекте количество заявок в период обесценивания рубля оказалось на 14% выше, чем за аналогичный период предыдущей недели, - рассказывает Акимова. - Причем опасения клиентов были связаны даже не столько с падением курса валюты, сколько с возможным повышением уровня ключевой ставки, как это было в конце 2014 г., из-за чего рынок лишился доступной ипотеки. Поскольку жилищное кредитование – главный инструмент приобретения жилья, особенно в Московской области, покупатели стремились получить одобрение по кредиту по текущим условиям». Как следствие, доля ипотечных сделок в проекте достигла 67%, тогда как год назад она была равна 50%. Тем не менее, когда стало понятно, что регулятор не собирается повышать ключевую ставку, спрос на ипотеку вернулся к среднерыночным значениям в 50-55%, отмечает Евгения Акимова. 
 
Май
 
В мае спрос традиционно падает из-за длинных праздников. «Если этого не произойдет – скорее всего, это будет означать, что рынок находится в состоянии трансформации. И это нормально, так как ряд показателей тоже изменился по сравнению с прошлыми годами – например, сейчас исторически низкие ставки по ипотеке, это позитивно сказывается на спросе», - говорит председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова.
 
Пока перспективы мая участники рынка оценивают по-разному. В «Инкоме» в первой половине месяца количество обращений сократилось на 12% относительно первой половины апреля, а по сравнению с показателями начала мая-2017 показатель просел на 22%. «Как это часто бывает, майские праздники активно влияют на спрос, особенно при теплой погоде… При этом необходимо отметить, что сами обращения стали более целевыми: большая часть клиентов действительно заинтересована в приобретении первичной квартиры в ближайшее время», - подчеркивает директор департамента новостроек компании «ИНКОМ-Недвижимость» Андрей Кройтор.
 
В проекте «Новые Ватутинки» число первичных заявок уменьшилось на 15% относительно первой половины апреля, но увеличилось на 5% в годовой динамике. А вот число сделок относительно мая 2017 г. выросло в два раза. Также в два раза относительно первой половины мая 2017 г. выросли продажи в агентстве «Бон Тон» - как в квадратных метрах, так и в лотах.
 
«Выходит, что на протяжении мая на первичном рынке недвижимости Новой Москвы наибольшую активность проявляют старые клиенты, которые размышляли о покупке жилья не один месяц, - говорит Александр Зубец. - Данная тенденция стала следствием все тех же валютных колебаний начала апреля. Ведь рынок недвижимости сам по себе инертен. Редко, когда можно одним днем подписать договор. Поэтому часть клиентов в мае – те, кто не успел приобрести жилье в прошлом месяце (ждали одобрения по ипотеке, выбирали квартиру). Для формирования первичного интереса не было возможностей – длительный каникулярный период не способствует решению жилищного вопроса».
 
Впрочем, благодаря щедрым скидками некоторые проекты все-таки сумели привлечь новых покупателей даже в период праздников. В компании «Метриум» число обращений от клиентов выросло на 42% относительно первой половины апреля и почти на 100% - по сравнению с первой половиной мая прошлого года. «Увеличение активности клиентов относительно апреля однозначно связано со стартом весенних акций, которые были анонсированы именно во второй половине апреля», - уверена Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE.
 

Цены и скидки

 
В апреле 2018 г. средняя стоимость метра в новостройках Москвы в пределах МКАД (без учета элитного центра) составила 202 700 руб., что на 1,8% выше, чем в марте. Средняя стоимость квартиры увеличилась на 2,4%, до 14 млн руб. Главная причина роста средних цен – изменение структуры предложения: доля экономкласса снизилась до 25,5%, отмечается в апрельском обзоре рынка новостроек от «ИРН-Консалтинг».
 
По данным «Азбуки Жилья», средняя стоимость квартир в «старой» Москве по сравнению с мартом 2018 г. больше всего увеличилась в бизнес-классе – на 3,2%. Относительно аналогичного периода годичной давности наблюдается разноплановая динамика: средняя цена квартир бизнес-класса увеличился на 6,7%, а комфорткласса, наоборот, уменьшился на 5,4%, говорит Ярослав Дарусенков, руководитель департамента консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья».
 
Цены продаж, конечно, ниже цен предложения, потому что в большинстве новостроек предусмотрены скидки. По словам Андрея Кройтора, к майским праздникам они увеличились на 2-3%. Согласно подсчетам «Метриум Групп», средний уровень дисконта в апреле и первой половине мая на первичном рынке недвижимости массового сегмента Москвы составил 6% против 5% в марте 2018 г. На отдельные пулы лотов скидки доходили до 15-24%. «Относительно аналогичного периода прошлого года показатели не изменились. Однако стоит отметить, что праздничные скидки стало предоставлять большее число застройщиков, что связано с усилением конкуренции. Ведь если по итогам апреля 2017 г. экспонировалось 57 жилых комплексов, то в апреле 2018 года – уже 75 новостроек», - говорит Мария Литинецкая.
 
В большинстве проектов «старой» Москвы предлагаются скидки в 3-5%, максимальные дисконты распространяются на выделенные пулы квартир, добавляет Натали Кузнецова. В Подмосковье средний уровень дисконта, как обычно, выше, чем в Москве - 7%, по оценке Евгении Акимовой.
 
Несмотря на некоторое увеличение среднего размера дисконта, средний бюджет сделки на рынке «старой» Москвы вырос: по данным компании «БЕСТ-Новострой» - на 2,18% (до 17,65 млн. руб. с учетом «элитки»). Средняя площадь реализованных лотов за тот же период выросла на 3%, подсчитали в «Бон Тон». В Новой Москве средняя стоимость проданной квартиры и ее площадь, наоборот, упали - на символические 0,07% (до 5,46 млн руб.) и 7% соответственно.
 
«Метриум Групп» оценивает среднюю стоимость проданной столичной квартиры в 10,12 млн рублей. Это на 12,7% выше, чем год назад (8,982 млн рублей), и на 0,4%, чем в марте. При этом средняя площадь купленной квартиры, по данным «Метриума», увеличилась за год с 55,5 кв. м до 57,9 кв. м.
 
Увеличение среднего чека сделки с московскими новостройками Мария Литинецкая связывает с изменением структуры предложения, а именно – ростом количества проектов бизнес-класса. Если по итогам I квартала 2017 г. в продаже было представлено 12 475 квартир, то по итогам I квартала 2018 г. – 17 050 квартир бизнес-класса.
 
Источник: https://www.irn.ru