В ближайшие годы в Москве будет построено свыше 130 транспортно-пересадочных узлов. За счет современных и комфортных ТПУ городские власти намерены вывести на новый уровень развития столичный общественный транспорт. При этом, как отмечают аналитики компании «Метриум», строительство новых объектов будет способствовать не только улучшению транспортной инфраструктуры, но и отразится на стоимости недвижимости.
Строительство системы транспортно-пересадочных узлов сегодня является одним из основных векторов развития столичной системы общественного транспорта. По данным Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, на текущий момент в работе находятся 134 капитальных ТПУ. Около 40% из них будут построены за счет городского бюджета, для возведения остальных планируется привлечение инвесторов.
Современный ТПУ – это важный элемент комфортной городской инфраструктуры, не только транспортной, но и социальной. Подобные объекты предполагают объединение метро, МЦК, электричек и наземного транспорта в единую сеть, а смена способа передвижения и маршрута будет осуществляться в рамках одного здания (по принципу «сухие ноги» – пересадка без необходимости выхода на улицу). В этом же здании (или комплексе зданий) разместятся торговые площади, предприятия сферы услуг, рестораны и кафе, развлекательные объекты, а также жилье и апартаменты. Всей этой инфраструктурой смогут пользоваться не только транзитные пассажиры, но и жители ближайших домов. Таким образом, ТПУ будут выполнять не только утилитарную функцию пересадки пассажиров, но и станут важными социальными центрами прилегающих районов.
По оценке специалистов компании «Метриум», на сегодняшний день рядом с проектируемыми и строящимися столичными транспортно-пересадочными узлами возводится 19 жилых и апартаментных комплексов. При этом в данном случае в выборку попали исключительно те проекты, которые вплотную примыкают к будущим ТПУ. Данные проекты относятся почти ко всем ценовым сегментам – от массового до элитного класса. Они расположены в семи столичных округах, в том числе по 5 в СВАО и САО, 3 в ЗАО, по 2 в ЦАО и ЮАО, по одному в ЮВАО и Новой Москве.
В ходе исследования эксперты «Метриум» изучили динамику цен в новостройках рядом с ТПУ и пришли к выводу, что эти проекты дорожают значительно быстрее рынка. Аналитики сравнили стоимость квадратного метра в начале реализации проектов с текущими показателями, а также среднерыночные цены на момент старта и сегодня.
Лучшие результаты показал жилой комплекс комфорт-класса «Мещерский лес». Здесь положительная динамика с момента старта продаж (3 квартал 2015 года) составила 41,7%. При этом в данном проекте в настоящий момент реализуются корпуса на начальном этапе, поэтому у аналитиков была возможность сравнить показатели на одинаковой стадии строительной готовности. Динамика составила 35,1%. Между тем, в среднем по первичному рынку массового сегмента «старой» Москвы за три года прирост в цене составил всего 4%.
Второе место занял комплекс апартаментов Neva Towers, вышедший на рынок в III квартале 2016 года. За два года средняя стоимость «квадрата» в проекте увеличилась на 38,6%. В среднем же по сегменту элитных апартаментов было зафиксировано снижение средней цены квадратного метра на 2,6%.
Замыкает первую тройку ЖК «Лесопарковый», вышедший на рынок во IV квартале 2017 года. С того момента средняя стоимость квадратного метра по проекту выросла на 28,2%, в то время как в среднем по массовому сегменту за этот же период было зафиксировано увеличение средних ценовых показателей только на 4,4%.
В первую десятку проектов рядом с ТПУ, продемонстрировавших самую высокую динамику роста цен, попали жилые комплексы «Селигер Сити» (+26% по проекту/+6,1% по сегменту), «Life-Ботанический сад» (+25,9% /+5,2%), Квартал Jazz (+21,1%/+3,1%), «Саларьево Парк» (+18,5% по всему проекту, +19,6% по корпусам в начальной стадии/+7%), «Парк Легенд» (+15,8%/-1,4%), Headliner (+15,5%/-2,2%) и «Династия» (+14,9%/-2,2%).
Аналитики «Метриум» отмечают, что в ближайшие несколько лет на рынок будет выходить все больше жилых проектов в составе ТПУ и рядом с ними. В частности, в третьем квартале 2018 года стартовали продажи в трех жилых комплексах, непосредственно примыкающих к транспортно-пересадочным узлам. Учитывая высокую динамику роста цен в новостройках у ТПУ, данные проекты могут рассматриваться как выгодное вложение средств.
На начальном этапе строительства цены стартуют от 5,22 млн рублей. Такой уровень зафиксирован в ЖК «Дмитриевский» в составе ТПУ «Улица Дмитриевского». При этом данный проект расположен за пределами МКАД. А внутри Московской кольцевой автодороги минимумы составляют 6 млн рублей в ЖК D1 (ТПУ «Дмитровская») и 5,22 млн рублей в ЖК Discovery Park (ТПУ «Ховрино»).
«Для многих городов мира ТПУ уже давно стали привычной реальностью, – говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум», участник партнерской сети CBRE. – В Японии, Сингапуре и Китае, где в крупнейших городах количество жителей и трафик сопоставимы с московскими, практически каждая станция метро представляет собой полноценный инфраструктурой комплекс. ТПУ удобны не только для комфортного перемещения по городу, они обеспечивают жителей прилегающих районов необходимой инфраструктурой в шаговой доступности. Естественно, как и любые другие инфраструктурные объекты, ТПУ дают прибавочную стоимость расположенным рядом объектам недвижимости. Кроме того, инвестиционная привлекательность растет и за счет возможности выгодно сдавать квартиры и апартаменты в аренду: так же, как и недвижимость рядом с метро, жилье по соседству с крупным пересадочным хабом будет востребовано у арендаторов».