Аналитический центр ГК «Инград» подвел итоги рынка первичного жилья Москвы и Московской области (массовый сегмент в радиусе 20 км от МКАД) за 2019 год.
В 2019 году совокупный объем предложения в Москве сократился на 3% с 2,26 млн кв. м до 2,20 млн кв. м. Массовый сегмент при этом показал рост предложения на 4%, достигнув 1,08 млн кв.м, тогда как бизнес-класс потерял 5%, сократившись до 0,86 млн кв. м. Новых проектов в столице стало меньше – в 2019 году на рынок вышло 40 ЖК (в том числе жилые кварталы «КутузовGrad II» и ЖК RiverSky от ГК «Инград»), что на 17 меньше, чем год назад. Заявленный объем жилья в новых проектах Москвы в 2,5 раза ниже чем в 2018 году.
Тенденция умеренного роста цен сохранилась на протяжении всего года: на 7% выросла средняя стоимость на новостройки комфорт-класса в Москве, достигнув 178 тыс. руб. кв. м (со 166 тыс. руб. кв. м). Бизнес-класс прибавил 4%, закрепившись на отметке 250 тыс. рублей.
По традиции самым дорогим округом Москвы остается ЦАО. Здесь средний бюджет покупки однокомнатной квартиры составляет 35,5 млн руб. Cамый доступный округ Москвы – Юго-Восточный, где в 2019 году ГК «Инград» ввела в строй ЖК «Михайлова, 31». Средняя стоимость однокомнатной квартиры в округе составляет 7,4 млн руб.
Среднестатистический покупатель недвижимости комфорт-класса в новостройках столицы - это 40-летний москвич, руководитель среднего звена, купивший в ипотеку однокомнатную квартиру и евро-двушку с отделкой.
По данным Росреестра в Москве в 2019 году было зарегистрировано 81,6 тыс. ДДУ, что на 2% превышает прошлогодний результат (79,6 тыс. ДДУ). Однако, из-за перехода к новой схеме реализации квартир в июне был отмечен резкий рост числа ДДУ (рекордные 11,7 тыс.), примерно половина из которых пришлась на юр. лица. Таким образом, итоговая цифра по спросу оказалась искажена, объективная оценка показывает снижение в пределах 5%.
В Новой Москве в 2019 году девелоперская активность осталась невысокой. Рынок пополнили всего 3 новых проекта, что привело к снижению объема предложения на 9%. Средняя цена на новостройки в ТиНАО выросла на 13% – до 128 тыс. рублей. Всего на территории округа в реализации находился 31 проект – 29 сосредоточено в НАО, тогда как в ТАО всего 2 ЖК.
В Московской области объем предложения продолжает сокращаться: площадь выставленного на продажу жилья в 2019 году уменьшилась на 3%, составив 1,79 млн кв. м. За год вышло 10 новых проектов (в том числе и ЖК «Одинград. Квартал Семейный»), что в 2 раза меньше чем год назад. В 2019 году предложение на рынке новостроек МО преимущественно пополнялось за счет выхода корпусов в уже реализующихся проектах. Например, ГК «Инград» вывела в продажу 33 новых корпуса сразу в пяти жилых кварталах: «Новое Медведково», «Новое Пушкино», «Павловский квартал» и «Одинград. Квартал «Лесной и Центральный» и «Авентин».
Средняя цена на жилье в Московской области в 2019 году выросла на 9%: с 85,1 тыс. руб. до 92,7 тыс. руб. кв. м.
Наиболее дорогое предложение традиционно сконцентрировано в северо-западном направлении Московской области, здесь средняя стоимость квартиры находится на уровне 5,4 млн руб. Самым бюджетным направлением Подмосковья в 2019 году стал Северо-восток: средний бюджет покупки квартиры здесь составляет 4,1 млн руб.
Покупатель подмосковной недвижимости немного отличается от покупателя в Москве. Ему 39 лет, он – квалифицированный специалист, зарегистрирован в МО и приобретает в ипотеку двухкомнатную квартиру с целью улучшения жилищных условий.
Директор по маркетингу ГК «Инград» Анна Соколова, комментируя результаты исследования, отметила:
«Ушедший 2019 год оказался насыщенным и неоднозначным. Изменение законодательства в части схемы реализации квартир хоть и не стало глубоким потрясением, но запустило новый этап эволюции рынка новостроек. Первой реакцией девелоперов стало снижение динамики выхода новых проектов. В дальнейшем нас, вероятно, ожидает укрупнение рынка, уйдут мелкие девелоперы, прежде всего в МО, но и Москву это затронет. Кроме того, 2019 год показал, что пик спроса на новое жилье в Москве пройден. Так что можно предположить, что в 2020 году интерес покупателей будет более ограниченным. Оптимизма добавляет снижение ипотечных ставок, которое началось в середине 2019 года. Доступность ипотеки будет расти и спрос, вероятно, будет очень зависим от этого фактора, так что именно жилищное кредитование станет основным драйвером покупательского интереса в следующем году».