Новостройки Москвы: высокий стиль говорит о качестве проекта

Девелоперы, работающие в дорогом сегменте, очень внимательно относятся к архитектуре проектов. По тому, что строится и реконструируется в Москве, можно изучать стили разных лет и эпох, разгадывать скрытые и явные цитаты из произведений отцов-основателей. Задача архитекторов – не испортить старый город, «плюнув в вечность», и суметь сказать свое слово, корректно вписав эффектное здание в историческую застройку. Для потребителя же, который сегодня отнюдь не шит лыком, удачный «архпроект» - безусловное свидетельство качества будущего жилья.
 
Кто в Москве не бывал, красоты не видал
 
Для современных комплексов высокого сегмента (элита, премиум и бизнес плюс) характерно разнообразие стилей. Гуляя по Москве, вы встретите и «античные» колонны с атлантами, и «улетный» стоэтажный хай-тек, по выражению Лукаша Качмарчика, партнера архитектурного бюро Blank Architects, отсылающий к образам Гонконга и Нью-Йорка.
 
Между ними – много всего познавательного: функционализм (ЖК «Вишневый сад»), ар-деко («Резиденция на Всеволожском»), эклектика («Реномэ»), метаболизм (Red 7), минимализм (Nabokov), ар-нуво (Mon Cher), деконструктивизм (Versis), перечисляет Анна Раджабова, директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» (участник партнерской сети CBRE).
 
Впрочем, эксперт оговаривается, что всё это довольно условно, потому что новые проекты, скорее, лишь цитируют архитектурные стили. «Когда мы сами являемся частью культурного процесса, преждевременно пытаться атрибутировать новостройки по тем или иным жанрам и направлениям. Формально сегодня доминирует современная (contemporary) архитектура, которая имеет десятки различных стилистических проявлений», - считает Анна Раджабова.
 
Директор департамента городской недвижимости Knight Frank Андрей Соловьев приводит примеры такого цитирования: приемы итальянской архитектуры, в том числе с античными мотивами, что, кстати, отражается в названиях, можно увидеть в комплексах «Итальянский квартал» в Тверском районе, «Римский дом» и Palazzo Imperiale в Замоскворечье, «Помпейский дом» в Филипповском переулке в районе Арбата.
 
В целом в престижной Москве превалирует «современная классика». «Это наиболее понятный и актуальный стиль вне времени, который наиболее гармонично вписывается в окружающую застройку», - говорит эксперт. Отчасти такую консервативность комментаторы объясняют жесткими рамками, в которых девелоперы работают в центре города - ограничениями по высотности, объемам и внешнему виду фасадов, - соответственно, приходится очень аккуратно встраивать новый дом в старинную улицу.
 
Примеры, приведенные экспертами: Barkli Gallery с историческим фасадом, Knightsbridge Private Park, «Полянка 44» (комплекс новых и исторических особняков), дом «Бакст», «Малая Бронная 15».
 
Но всё больше появляется проектов с авангардными чертами. Комментаторы связывают это с изменением аудитории дорогого жилья. Например, весьма обеспеченные клиенты сегодня – айтишники, владельцы прогрессивного бизнеса с совершенно иными представлениями о стиле, чем у «малиновых пиджаков» девяностых.
 
Из «продвинутого» и высотного можно отметить не только всем хорошо известное «Москва-Сити», но и комплекс, «перекликающийся» с деловым центром, - Headliner в Шмитовском проезде с небоскребами до 53 этажей. Еще выше – до 59 этажей - вырастает комплекс башен D1 на Дмитровском шоссе, несколько ниже – до 46 этажей - вытянулся МФК «Савеловский Сити» у метро «Белорусская».
 
Мировой тренд на бионические формы отразился в проекте «Донстроя» «Символ», для него характерны плавные и текучие, «естественные» линии. «Архитектура без резких углов считается визуально неагрессивной, в ней человек чувствует себя максимально комфортно», - комментируют в пресс-службе компании. В комплексе Tatlin Apartments на Бауманской конструктивистское здание телефонной станции дополняется современным, с панорамным остеклением. Это проект реконструкции, и данное направление в девелопменте стоит того, чтобы поговорить о нем чуть подробнее.
 
Реконструкция: путешествие во времени
 
Итак, основной подход к архитектуре дорогих проектов на московском рынке – это переосмысление стилей прошлого, формулирует Лукаш Качмарчик (Blank Architects). И девелоперы этим занимаются не только в рамках нового строительства, но и редевелопмента исторических объектов. Здесь можно отметить два направления: первое - когда старинный дом (комплекс) дополняется современными зданиями и второе - когда облик и стиль «оригинала», зачастую очень ценного, восстанавливается и сохраняется.
 
Пример «гибридной» истории – синергии исторической и современной архитектуры, приводит Владислав Спицын, управляющий партнер бюро Front Architecture. Это дом «Современник» от Vesper, над которым бюро работало вместе с британской студией Architects of Invention. «Они надстроили над старинным особняком ультрасовременный этаж, органично вписав его в исторический контекст. Мы создали интерьеры в том же духе – сочетание современного минимализма и благородной классики», - рассказывает эксперт.
 
Другой проект Vesper - Lucky – в Пресненском районе представляет собой городской квартал с восемью современными жилыми башнями и семью историческими зданиями, где разместятся рестораны, магазины, детский сад и т.д.
 
Еще один образчик «разностилья» - клубный дом Artisan в Кривоарбатском переулке. Здание имеет два фасада. Как поясняет Ольга Зыблая, директор по продажам Valartis Group, парадный фасад в стиле ампир, выходящий на историческую часть города, был восстановлен на основе архивных материалов. Здесь можно увидеть лепнину ручной работы, портик, небольшие скульптурные группы и колонны коринфского ордера. Фасад, обращенный во внутренний двор, – современный, он частично остеклен и облицован кирпичом ручной формовки.
 
В ЖК «Царская площадь» центром композиции стал Царский павильон, построенный в 1882 году к Всероссийской промышленно-художественной выставке. А основой проекта ЖК «Серебряный фонтан» - реконструированные здания Алексеевской водоподъемной станции из красного кирпича. В клубном квартале «Резиденции композиторов» в Даниловском районе в исторических производственных зданиях разместятся торговые площади и объекты инфраструктуры.
 
«Микс» старого и нового можно увидеть в комплексах «Полянка, 44», Ordynka, «Большая Дмитровка IX», Wine House (GALS-Development). Для застройщика, говорят эксперты, подобное разнообразие выгодно с точки зрения привлечения различных по предпочтениям групп покупателей.
 
По мнению Лукаша Качмарчика (Blank Architects), современный покупатель ценит и проекты другого направления редевелопмента, когда качественная реконструкция домов, созданных известными архитекторами своей эпохи, наделяет объект современными функциями, сохраняя аутентичность и статус наследия.
 
Примеры сохранения стиля уже существующих проектов - St.Nikolas, ЖК «Столешников», «Дом с Атлантами», «Дом Наркомфина», «Усадьба Manor». В компании Wainbridge приводят в качестве примера здание жилого комплекса с гостиницей Bvlgari на Большой Никитской. Авторы проекта постарались вписать небольшие новые фасадные части, не нарушая исторического облика дома.
 
Отделка: всё натуральное
 
Что касается отделки, то в высоком сегменте применяются дорогие и качественные материалы сдержанных природных оттенков: кирпич ручной формовки, натуральный камень, дерево, металл, иногда, как уточняет Эрик Валеев, глава архитектурного бюро IQ, осознанно грубых текстур. Также присутствуют деталей из благородных металлов – латуни и бронзы.
 
Например, в Городских резиденциях Spires от Tekta Group (на границе природного заказника Долина реки Сетунь) в отделке фасада используется натуральный черногорский камень Maljat. В ЖК «Сердце Столицы» от «Донстроя» на фасаде корпусов можно встретить штучную немецкую клинкерную плитку Stroher теплых кирпичных тонов и керамогранит жемчужных и графитовых оттенков, цокольная часть облицована натуральным гранитом Black Galaxy. В другом проекте компании ЖК «Суббота» (дом в стиле сталинского ампира). Фасады целиком отделываются природным юрским известняком, а цоколь выполнен из натурального гранита. Натуральный камень и металлические панели применяются в отделке фасадов ЖК Dialog на Большой Спасской улице.
 
Из элиты - в бизнес-класс
 
Как и в других областях, в архитектуре наблюдается такое явление, как постепенное проникновение «фишек», присущих исключительно дорогому сегменту, в более демократичные. «Любые тренды (хоть рынка недвижимости, хоть автомобильного, хоть компьютерного) зарождаются в элитном сегменте – помните первые мобильные и их владельцев? Затем идеи упрощаются, тиражируются и становятся массовыми, пусть в несколько «удешевленном» варианте, но тем не менее с определенной визуальной и функциональной достоверностью», - комментирует директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty Сергей Колосницын. Сегодня по словам эксперта, ЖК премиального сегмента от элитного будет отличаться локацией, этажностью и количеством квартир (в премиуме и бизнесе всегда больше), более дешевыми материалами, а архитектура будет напоминать «элитную».
 
Среди приемов, унаследованных бизнес-классом от «элиты» Анна Раджабова («Метриум Премиум») называет необычные форматы остекления (ленточное, закругленное, панорамное), террасы, большие двухсветные зоны ресепшн, дорогую отделку мест общего пользования. То же можно сказать о благоустройстве, инженерном оснащении, инфраструктуре.
 
По оценке Елизаветы Севастьяновой, коммерческого директора Tekta Group, это объективный процесс, связанный с оптимизацией производственных циклов, упрощением процедур и внедрением новых технологий. «Производство расширяется, находятся альтернативные методы и материалы, а работа с продуктом не требует привлечения рабочей силы с уникальными навыками и компетенциями. Стоимость технологий и их интеграции в девелоперские проекты неуклонно снижается, что создает предпосылки для перехода в бизнес-класс, а затем частично и в масс-маркет», - детализирует Михаил Беляков, глава архитектурного бюро Noor Architects.
 
И всё чаще можно встретить в проектах бизнес-класса квартиры с террасами, пентхаусы, которые когда-то ассоциировались исключительно с элитой.
 
Нестандартные форматы
 
Их называют необычными, редкими и уникальными – форматы, которые выполняют роль собственного дома в городском жилом комплексе. Яркие примеры тому – «суперэлитные» резиденции Nobel Row или виллы Cameo. Трехэтажные виллы представлены и в Городских резиденциях Spires – комплексе премиум-класса от Tekta Group. Таунхаусы с отдельными входами и патио - в упомянутом проекте от Wainbridge Bvlgari. 24 квартиры с террасами и пентхаусы имеются в клубном доме «Река» от «Донстроя». В проекте Turandot Residences от Valartis Group можно приобрести двухуровневые пентхаусы от 150 до 450 кв. м. Покупатель двухровневой квартиры с мансардными окнами на первом этаже в проекте Artisan получит с одной стороны выход в сад внутреннего двора, а с другой - виды ина историческую часть города. А на последнем этаже можно приобрести пентхаус с выходом на эксплуатируемую кровлю, комментирует Ольга Зыблая (Valartis Group).
 
В сегменте городского бизнес-класса виллы и таунхаусы, по оценке экспертов, строить невыгодно. Как поясняет Сергей Колосницын (Penny Lane Realty) - слишком дорогая земля. Но другие форматы все-таки замечены. Так, квартиры с отдельным входом имеются в Big Time, комплексах Nagatino I-Land, Alia, лоты с террасами – в «Квартале на набережной NOW», комплексе апартаментов SOHO+NOHO, пентхаусы запроектированы в iLove.
 
Есть ли надбавка «за красоту»?
 
Оказывает ли влияние на цену «архитектурная составляющая»? Впрямую скорее нет. Она сможет выделить проект, сделать его узнаваемым или даже повысить темпы продаж, замечает Андрей Соловьев (Knight Frank).
 
В целом расходы «на архитектуру», прежде всего на привлечение топового бюро, в структуре затрат не столь высоки, чтобы прямо влиять на цену, соглашается Анна Раджабова («Метриум Премиум»). «Элитные жилые комплексы – это продукты с очень высокой добавленной стоимостью, причем создается она не столько за счет конкретных технических решений, сколько на уровне концепции, идеи, эмоции, которое здание вызывает у потенциальных покупателей», - считает эксперт. А современный клиент зачастую – образованный человек, поживший заграницей и имеющий там недвижимость. Он вполне в курсе разнообразных модных трендов в разных областях жизни. Что же его может «зацепить» в Москве?
 
О вкусах: о материальном и «эфемерном»
 
На самом высоком уровне элиты - «де люкс» - потребителя действительно увлекают такие, казалось бы, нематериальные субстанции, как эксклюзивность, причастность к истории, сознание, что у вас не просто дом, а произведение искусства и памятник архитектуры. «Настоящий эксклюзив всегда должен оставаться штучным и детально проработанным продуктом, дающим жителям нечто большее, чем просто комфортное жилье, а именно то самое уникальное ощущение», - говорит Эрик Валеев (бюро IQ). Важна эстетичность, оригинальность объекта, возможность подчеркнуть имидж и статус, дополняет Андрей Соловьев (Knight Frank).
 
Если говорить о менее пафосных вещах, то, по наблюдениям Анны Раджабовой («Метриум Премиум»), в элитном сегменте преобладают консервативно настроенные покупатели. Они больше склонны выбирать проекты с классической архитектурой, со сдержанным, но дорогим наполнением. Авангардные решения больше пользуются спросом у сравнительно молодых покупателей, представителей шоу-бизнеса и творческой среды и уже упомянутых айтишников.
 
Ну а в остальном – покупатели дорогого жилья, по определению Елизаветы Севастьяновой (Tekta Group), выбирают не просто квартиру, а комфортную среду проживания. Они оценивают локацию, архитектурную концепцию, транспортную доступность, близость парковых зон, безопасность придомовой территории, наличие в доме подземного паркинга и локальной инфраструктуры, небольших магазинов и услуг прямо в доме.
 
Резюме
 
Эксперты в основном солидарны в том, что в последние годы застройщики стараются сделать проекты благороднее, проявить хороший вкус. «Стремление к нарочитой, показной роскоши ушло в прошлое. Сегодня в моде дорогая простота, основанная на качестве и функциональности», - делает вывод Владислав Спицын (Front Architecture). Сейчас очень редко можно встретить откровенно плохую архитектуру, как, например, было в начале 2000-х, когда появлялись просто кирпичные и безликие, но при этом дорогие дома, добавляет Андрей Соловьев (Knight Frank). К тому же, по мнению эксперта, проекты с «плохой» архитектурой могут оказаться неконкурентоспособными. А на элитном рынке такого себе лучше не позволять.
 
Источник: https://www.irn.ru/