По данным аналитиков «Метриум», в I полугодии 2020 года 55% выручки девелоперов, работающих на рынке новостроек Новой Москвы, пришлось только на три компании, занимающие первую, вторую и третью позиции в рейтинге самых успешных застройщиков в локации. В общей сложности они заработали порядка 30,6 млрд рублей от реализации 225 тыс. кв.м.
В I полугодии в Новой Москве застройщики продали 405 тыс. кв.м. строящегося жилья, заключив с покупателями 8 тыс. договоров долевого участия (ДДУ). Общий объем выручки составил 53,5 млрд рублей.
Больше всего квадратных метров в новомосковских новостройках в I полугодии продала ГК «ПИК» – порядка 98 тыс., что составило 24% всех реализованных в Новой Москве жилых площадей по договорам долевого участия. Количество сделок достигло почти 2 тыс. единиц, а выручка составляет около 13,7 млрд рублей. Наиболее продаваемым проектом компании в ТиНАО оказался «Саларьево Парк». В то же время коронавирус и негативные экономические явления привели к заметному снижению спроса во II квартале относительно I квартала. В апреле-мае продажи компании в Новой Москве упали на 42% по сравнению с январем-мартом.
Второе место по объему продаж удерживает ГК «А101». Этот застройщик заключил 1,2 тыс. договоров долевого участия в строительстве 75,6 тыс. кв.м. жилья. Таким образом, компания реализовала 19% «квадратов» в новостройках Новой Москвы за полугодие продаж. Выручка составила порядка 10 млрд рублей. Наиболее востребованным проектом компании в прошедшие шесть месяцев был ЖК «Скандинавия». Тем не менее количество заключенных в II квартале ДДУ сократилось на 40%.
На третьей позиции осталась Lexion Development, которая реализовала 51 тыс. кв.м., заключив 1 тыс. ДДУ. Доля рынка у компании составила 13%, а объем выручки – 6,9 млрд рублей. Самый популярный (и единственный в Новой Москве) проект компании – «Румянцево Парк». Между тем спрос в апреле-июне в проектах компании сократился на 51%.
«Прошедшее полугодие было непростым для застройщиков, – говорит Анна Боим, коммерческий директор ГК «А101». – Спрос резко снизился, временно пришлось приостанавливать стройки, многие клиенты взяли паузу на раздумья. Однако факт сохранения большого числа топовых участников рейтинга свидетельствует о правильности выбранной ими модели развития и грамотно сформированном продукте. Если говорить о ГК «А101», то темпы продаж с учетом нынешней ситуации на рынке, все равно остались высокими. Так, в мае 2020 года прирост продаж составил 33% относительно показателей апреля, в то время как в целом на рынке ТиНАО продажи выросли примерно на 2%. Июнь 2020 года также показал рост относительно мая, хотя он был совсем небольшим. Представляется, что развитие ипотечных продуктов, в том числе с господдержкой, может ускорить темпы восстановления рынка уже этой осенью».
По подсчетам экспертов «Метриум», в I полугодии выручка Топ-10 девелоперов новостроек Новой Москвы сократилась на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Количество реализованных квадратных метров снизилось на 41%, а число заключенных договоров долевого участия на 50%.
Параметры средней сделки у топовых девелоперов следующие. Средняя стоимость приобретенной в I полугодии в Новой Москве по ДДУ квартиры составила 6,6 млн рублей, а её площадь – 50,6 кв.м. В расчете на квадратный метр квартиры обходились в среднем по 131 тыс. рублей. Между тем среднестатистический объект, который предлагается застройщиками покупателю, выглядит иначе. Как правило, это квартира площадью 52,5 кв.м стоимостью 7,5 млн рублей (143 тыс. рублей за кв.м).
«Спрос по-прежнему концентрируется на наиболее доступных по стоимости квартирах, но покупатели при этом выбирают самые качественные проекты, ведь у лидирующих застройщиков жилье дороже среднего по рынку примерно на 4-5%, – резюмирует Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Именно качество позволяет сохранять позиции топовым застройщикам в условиях обострения конкурентной борьбы на фоне ухудшения экономической обстановки. Как видим, на рынке формируется костяк крупнейших застройщиков, которые фактически контролируют наибольшую долю продаж. В долгосрочной перспективе это создает предпосылки для дальнейшего роста цен».