Строительство в России: у бизнеса и власти вновь появился посредник
Цель – сконцентрировать льготную ипотеку в одних руках, считает замруководителя IRN.RU
Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (Госстрой) намерено представлять интересы бизнеса в отрасли в правительстве РФ, заявил 13 июня, журналистам руководитель Госстроя Владимир Токарев. Отвечая на вопрос аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», он заявил, что по сравнению с ранее существовавшей структурой нынешний Госстрой получил существенное расширение полномочий. «Функционал агентства значительно расширен», – сказал он.
В частности, по его словам, агентство получило право инициативы законотворчества, что даст возможность участникам рынка предлагать необходимые меры по реализации государственных программ, направленных на обеспечение граждан России доступным и комфортным жильем.
На практике
В частности, Госстрой намерен сконцентрировать в своих руках все отраслевые программы по льготной ипотеке. Сейчас эти программы помощи молодым семьям, молодым ученым, программы с использованием материнского капитала и т.д. разрознены по ведомствам. Тогда как создание единого ипотечного оператора, по мнению руководителей Госстроя, позволит более эффективно использовать бюджетные средства.
NB: Надо будет только внести поправку, чтобы эти ипотечные средства можно было использовать только на первичном рынке, для стимуляции строительства, обмолвился замруководителя Госстроя Андрей Шишкин.
Вот это уже интересно. Фактически средства, предназначенные на социальные нужды (миллиарды рублей), могут таким образом одновременно стать подспорьем для строительной отрасли России, которая в случае неблагоприятного развития событий в макроэкономике подвергается серьезной опасности. (Подробнее см. «Рынок недвижимости балансирует на грани вместе с макроэкономикой».)
«Пряников сладких всегда не хватает на всех»
Тогда в руках Госстроя окажется очень важный инструмент. С одной стороны, понятно, что комплексная реализация социально-ипотечных программ может оказаться более гибкой в каждом отдельном регионе. Например: в каком-то городе есть 150 молодых семей, имеющих право на господдержку, 50 учителей, 20 молодых ученых, 40 силовиков (армейских, полицейских, других офицеров) и т.д. Можно каждой семье искать подходящее жилье отдельно, этим будут заниматься 4-5 разных ведомств в рамках пяти-шести государственных программ, ни одно из которых не имеет ни знаний, ни опыта работы на рынке жилой недвижимости. Головная боль? Да.
Или можно объявить тендер на госзаказ. Построить один жилой комплекс на 250-300 квартир (не более 20 000 кв. м – не так много) за счет финансирования из бюджета по 4-5 разным госпрограммам. И не думать о его местоположении, удобстве для каждой конкретной семьи. Просто указать в техзадании службе заказчика нужный набор квартир по метражу и числу комнат, а там уже исполнитель будет выкручиваться, как это реализовать.
А вот как распределять построенные квартиры между претендентами от разных госпрограмм? Жизнь ведь идет. У кого-то родился ребенок за время строительства дома, он имеет право на большее количество метров, другая семья получила, наоборот, квартиру в наследство и вышла из очереди… У кого окажется в руках инструмент распределения? У Госстроя? У местной власти? И как будет происходить неизбежное перераспределение квартир между участниками разных программ?
Для сравнения: сейчас в аналогичных строительных программах Фонд содействия развитию жилищного строительства (Фонд «РЖС») до последнего момента отслеживает личность каждого оформляющего право собственности на льготную квартиру – действительно ли он имеет на нее право, он ли был в первоначальных списках, которые подавали местные власти. (Подробнее см. Фонд РЖС: «В создаваемых нами жилищных кооперативах злоупотребления исключены».)
По образу и подобию
По словам руководителей Госстроя, за образец можно было бы принять схему военной ипотеки, которая «очень хорошо работает». С ее помощью жильем была обеспечена 121 000 военнослужащих, по данным ведомства. В тот же день министр обороны Сергей Шойгу назвал даже больший показатель: с 2010 по 2012 год военнослужащими получено 139 200 квартир.
Однако министр указал, что единственным реальным путем решения жилищной проблемы является предоставление военнослужащим единовременных денежных выплат на приобретение жилья, как основной формы жилищного обеспечения сразу после получения офицером права на получение постоянного жилья. Об этом он заявил вчера по итогам заседания правительства.
Ранее заместитель министра обороны Руслан Цаликов сказал, что размер единовременной компенсации за жилье для военных должен составлять не менее 3 млн рублей: это нижний предел для холостого военного, имеющего право на получение жилья. Минобороны планирует ликвидировать очередь на постоянное жилье к середине 2015 г.
Планы Госстроя, к сожалению, охватывают период не менее, чем до 2020 г.
Источник: Индикаторы рынка недвижимости
Читать полностью:https://www.irn.ru/articles/35416.html