Итоги I полугодия на рынке апартаментов

Аналитики компании «Метриум» подвели итоги I полугодия на первичном рынке апартаментов комфорт- и бизнес-класса Москвы. Объем предложения увеличился на 32,1%. Средневзвешенная цена кв. метра в апартаментах бизнес-класса составила 352 255 руб. (-3,2% за квартал, +1,9% за полгода, +17,2% за год), массового сегмента – 269 470 руб. (+2,3% за квартал, +8% за полгода, +12,8% за год).

По данным «Метриум», по итогам I полугодия 2022 года на рынке апартаментов массового сегмента и бизнес-класса в реализации находилось 79 проектов. Суммарный объем предложения на конец июня составил 6,5 тыс. лотов общей площадью 249,2 тыс. кв. м. Относительно декабря 2021 года количество апартаментов в реализации увеличилось на 32,1%.

 

Динамика объема предложения на первичном рынке апартаментов, количество лотов

Источник: Метриум

 

Рынок пополнили 20 новых проектов. Апарт-комплексы были представлены как крупными игроками рынка (ГК «Основа», ГК «Самолет», «Группа ЛСР» и др.), так и частными девелоперами.

 

Новые проекты на первичном рынке апартаментов в I полугодии 2022 г.

Название

Девелопер

Класс

1

КларНет

Частный девелопер

массовый

2

Причал

Частный девелопер

массовый

3

Nametkin Tower

ГК Основа

бизнес

4

Верейская 41

ГК Самолет

бизнес

5

Лофт-студии на Херсонской 41а

Частный девелопер

массовый

6

Покровка, 29

Частный девелопер

бизнес

7

ФизтехСити

ГК Основа

массовый

8

Берег Яузы

Хлебозавод №9

бизнес

9

Connect.Moscow

Частный девелопер

массовый

10

Travelto Петровский Парк

Travelto Development

массовый

11

Clementine

СМУ-6 Инвестиции

массовый

12

Лофт Вольная 25

Частный девелопер

массовый

13

Апартаменты на Марьиной Роще

Частный девелопер

массовый

14

Лофт на Соколе

ООО «Империал»

массовый

15

Лофт на Ивантеевской

ООО «Империал»

массовый

16

Лофт на Ольминского

ООО «Империал»

массовый

17

Лофт на Рябиновой

ООО «Империал»

массовый

18

Friends

Частный девелопер

массовый

19

Air Space

TPI Company

массовый

20

Дом на Большой Серпуховской 38к8

Aurora Group

бизнес

Источник: Метриум

 

В рейтинге округов по количеству лотов в продаже произошли изменения. Доля ЮЗАО, который раньше занимал последнее место, выросла на 8,5 п.п. и составила 10,1%. Наименьшая доля сегмента сосредоточена в ЦАО, за полгода доля округа уменьшилась на 4,3 п.п. до 2,1% (в округе представлено восемь комплексов). Лидерство ЮВАО сохраняется (24,3%, -0,7 п.п.). на второе место в рейтинге поднялся САО (13,9%, +5,9 п.п.).

 

Структура предложения по округам г. Москвы, количество лотов

Источник: Метриум

 

В структуре предложения за последние полгода выросло количество апартаментов эконом-класса (18,1% рынка, +10,4 п.п.). Доли комфорт- и бизнес-проектов соразмерно уменьшились до 30,9% и 51% соответственно. В количественном отношении выбор увеличился по всем классам, в большей степени в эконом- и бизнес-сегментах.

 

Структура предложения по классам, количество лотов

Источник: Метриум

 

По стадии строительной готовности выросло количество предложений в сданных корпусах (29,2%, +12,1 п.п.). В основном готовыми предлагаются проекты от частных девелоперов, которых за последние полгода на рынок вышло более десяти. Также увеличилось количество предложений на начальном этапе (15,4%, +3,2 п.п.). Доля вариантов на этапе монтажа упала на 5,1 п.п. до 38,4%, хотя в количественном отношении объем лотов вырос. Падение количества вариантов в продаже было зафиксировано только в корпусах на этапе отделки (17%, -10,1 п.п.).

 

Структура предложения по стадии строительной готовности, количество лотов

Источник: Метриум

 

В отличие от рынка квартир, среди апартаментов наблюдается увеличение количества вариантов «под ключ» (45% рынка, +6,5 п.п.). За последние полгода объем предложения с чистовой отделкой стал превалировать над предложениями без отделки (39,3%, -1,6 п.п.). Апартаменты с отделкой white box занимают 14,8% рынка (-5,7 п.п.).

 

Структура предложения по типу отделки, количество лотов

Источник: Метриум

 

По подсчетам аналитиков «Метриум», средневзвешенная цена кв. метра в апартаментах бизнес-класса составила 352 255 руб. (-3,2% за квартал, +1,9% за полгода, +17,2% за год), в апартаментах массового сегмента – 269 470 руб. (+2,3% за квартал, +8% за полгода, +12,8% за год). За последние полгода апартаменты массового сегмента показали более стремительный рост за счет пополнения предложения готовыми вариантами. Большой объем лотов бизнес-класса от крупных застройщиков выходил на этапе котлована по стартовым ценам, что отразилось на общей динамике.

 

Средневзвешенная цена предложения в апартаментах по кварталам, руб. за кв. м

Источник: Метриум

 

В конце июня 2022 года самые доступные апартаменты предлагались в следующих комплексах:

  • «Лофт на Рябиновой» (ЗАО / Очаково-Матвеевское): студия площадью 11,8 кв. м за 1,6 млн руб.;
  • «Лофт на Ивантеевской» (ВАО / Богородское): студия площадью 12,5 кв. м за 2,8 млн руб.;
  • «Лофт-студии на Шереметьевской, 85» (СВАО / Останкинский): студия площадью 13 кв. м за – 3,2 млн руб.

 

Самые дорогие лоты отмечены в проектах:

  • Red7 (ЦАО / Красносельский): лот площадью 206,9 кв. м за 206,9 млн руб.;
  • ВТБ Арена парк (САО / Аэропорт): лот площадью 224,9 кв. м за 151,4 млн руб.;
  • Дом на Большой Серпуховской 38к8 (ЦАО / Замоскворечье): лот площадью 176,6 кв. м за 126,9 млн руб.

 

Основные тенденции

«Активность девелоперов находится на высоком уровне: в I полугодии 2022 года рынок пополнили 20 новых проектов, среди которых есть как варианты бизнес-класса, так и массового сегмента. Общее количество предложений относительно конца 2021 года увеличилось на 32,1%, – подводит итог Наталья Сазонова, директор по развитию компании «Метриум». – Рост цены кв. м среди апартаментов массового сегмента превысил не только динамику цены на апартаменты бизнес-класса, но и обогнал динамику удорожания квартир аналогичного сегмента. За шесть месяцев цена на апартаменты эконом- и комфорт-класса достигла 269,5 тыс. рублей за кв. м (+8%). Такая тенденция наблюдается за счет увеличения на рынке количества готовых предложений с отделкой «под ключ», которые в большинстве случаев имеют небольшую площадь. Так, средняя стоимость предложений снижается – в массовом сегменте апартаментов по итогу июня она составила 30 кв. м, что на 3,9 кв. м меньше, чем полгода назад.

Удорожание кв. м среди апартаментов бизнес-класса менее заметно: за полгода цена увеличилась на 1,9% до 352,3 тыс. рублей. Наибольшая цена за кв. м наблюдалась в конце I квартала, после чего отмечалось снижение. Средняя площадь предложений упала с 49,3 до 46,8 кв. м.

За I полугодие 2022 года было зарегистрировано 2,7 тыс. договоров долевого участия (ДДУ)[1], что на 21,8% меньше, чем во II полугодии 2021 года, и на 19,3% меньше, чем в I полугодии 2021 года. Соотношение продаж в проектах массового сегмента и бизнес-класса сохраняется: 67% сделок приходится на проекты бизнес-класса, 33% — на проекты комфорт- и эконом-классов. Стоит учитывать, что среди предложений апартаментов большое количество проектов реализуется на основании договоров купли-продажи и не учитываются в статистике спроса, рассчитываемой по ДДУ. Доля ипотечных сделок в течение полугода падала и достигла минимума в мае 2022 года (12%). В июне доля договоров, заключенных с использованием ипотечных средств, резко выросла на 20 п.п. до 32%». 

 

Источник: Метриум

 

 


[1] Сделки физических лиц, без оптовых покупок.