Доля квартир с отделкой в клубных домах превысила 56%
По наблюдениям компании «Метриум», среди покупателей квартир в клубных домах стали более востребованы квартиры с готовыми дизайнерскими решениями от застройщика. Доля квартир с отделкой в домах такого формата превысила 56%. При этом средняя площадь квартир в клубных домах последние пять лет уменьшалась.
В клубных домах за последние пять лет выросла доля квартир с отделкой от застройщика. Клубные дома – это жилые здания с небольшим числом (до 50) квартир или апартаментов, в которых формируется ограниченный и однородный круг соседей. При этом цена определяет социальную близость жителей клубного дома. Помимо этого, клубные дома обычно отличаются нестандартной архитектурой (нередко это проекты реконструкции старых зданий) и удачным расположением.
По подсчетам «Метриум», в 2018 году только 33% квартир и апартаментов предлагались с ремонтом, тогда как в 2023 году их доля превысила 56%. Доля помещений без отделки сократилась с 62% до 39%.
Впрочем, в отличие от общей для рынка тенденции роста предложения помещений с предчистовой отделкой, в клубных домах такая опция не «прижилась». Сейчас в продаже в клубных домах можно найти только 20 помещений с предчистовой отделкой против 23 в 2018 году. В самом крупном сегменте клубных домов – элитном – доля квартир и апартаментов с отделкой достигла 49% против 45% в 2018 году.
Также аналитики «Метриум» обратили внимание и на другие изменения в клубных домах в части особенностей квартир в них. Средняя площадь квартиры или апартамента, которые застройщики предлагают приобрести в клубных домах, в 2023 году составила 113 квадратных метров против 137 в 2018 году. Таким образом, показатель сократился на 17%. Впрочем, преобладающие в сегменте элитные квартиры и апартаменты этот тренд не затронул. Сейчас их средняя площадь достигает 190 кв. м против 159 кв. м в 2018 году.
В клубных домах бизнес-класса средняя площадь квартир и апартаментов сократилась с 74 квадратных метров в 2018 году до 55 квадратных метров в 2023 году. В премиум-классе наблюдается схожая тенденция, но она может быть связана с особенностями всего трех новостроек этого класса, которые остались на рынке (средняя площадь помещений в продаже в них 60 кв. м).
За пять лет принципиально изменилась структура предложения помещений в клубных домах по их правовому статусу. Если в 2018 году в их составе в основном предусматривались квартиры (62% предложений в продаже), то в 2023 году на рынке клубных домов доминируют апартаменты (64% от общего числа помещений).
За последние пять лет доля студий в клубных домах увеличилась с 2% до 31%. Это связано с появлением недорогих комплексов клубного формата в эконом- и бизнес-классе. Также увеличилось представительство однокомнатных и двухкомнатных квартир и апартаментов – с 10% до 16% и с 16% до 24% соответственно. Между тем уменьшилась доля трехкомнатных (с 30% до 17%) и четырехкомнатных помещений (с 43% до 11%).
Причем, отмечают аналитики «Метриум», предложение больших квартир сократилось не только в относительном, но и в абсолютном измерении. Сейчас в продаже в клубных домах насчитывается всего 68 трехкомнатных квартир и апартаментов (против 130 в 2018 году) и 44 помещений с четырьмя и большим числом комнат (против 188 в 2018 году).
«Раньше в клубных домах готовые дизайнерские решения от застройщика были редкостью, – резюмирует Наталья Сазонова, директор по развитию компании «Метриум». – Большинство покупателей рассчитывали создать планировку и оформление квартиры в индивидуальном порядке. Особенно это было справедливо для покупателей клубных домов. Сейчас подход к этому вопросу у клиентов поменялся во многом благодаря тому, что застройщики приглашают топовых мировых дизайнеров для создания интерьеров клубных домов. Готовые решения, таким образом, превосходят по функциональности и актуальности собственные, и часто обходятся дешевле, чем ремонт с нуля».
Источник: Метриум