За счет бюджетного строительства в Петербурге и его окрестностях ежегодно появляется с десяток объектов образования. Еще столько же сдают застройщики. Но дефицит мест в детсадах и школах не исчезает.
Рекламируя строящиеся жилые комплексы, застройщики нередко обещают будущим жильцам все земные блага, включая детский сад и школу в шаговой доступности. Но, как правило, забывают сообщить о том, кто, за какие средства и в какие сроки построит эти социальные объекты.
Новоселы въезжают в свои квартиры и сталкиваются с неприятным сюрпризом: образовательных учреждений в новом микрорайоне либо нет вообще, либо они есть, но только частные, за соответствующую плату. Реакция населения предсказуема: жители собирают подписи под коллективными письмами, тормошат чиновников районных и региональных администраций. Те отвечают привычным «в бюджете нет средств», страсти накаляются.
Конфликтную ситуацию можно было предотвратить элементарным способом – обеспечив максимальную открытость и доступность информации о строительстве школ и детских садов в ближайшие три года (исходя из того, что регионы перешли к трехлетнему бюджетному планированию). Потенциальные покупатели, опираясь на официальную информацию Комитета по строительству, а не на рекламные обещания отделов продаж компаний-застройщиков, смогли бы принять взвешенное решение: подходит ли им жизнь в квартале без образовательных учреждений или лучше подобрать другое жилье.
Но, как выяснилось, банальный «рецепт» сложно применим в сегодняшней действительности. На то, чтобы получить в комитетах по строительству Санкт-Петербурга и Ленинградской области в общем-то открытые сведения о расположении будущих садиков и школ, корреспонденту БН потребовалось более месяца. «Выжатые» из чиновников данные оказались, увы, не исчерпывающими. Тем не менее мы решили поделиться собранными сведениями с читателями.
Петербург строит мало
В Петербурге остро не хватает мест в детских дошкольных учреждениях (ДДУ): на конец 2012 года городская очередь превысила 11 тысяч человек. За парту пока пускают всех, но школы в некоторых районах сильно перегружены. По данным городского Комитета по образованию, в Пушкинском районе необходимо построить 15 детских садов и три школы, в Красносельском – 14 детских садов и две школы, в Выборгском – пять детсадов и три школы, в Невском – три детсада и одну школу.
Одним из основных способов пополнения дефицита образовательных учреждений вплоть до этого года было строительство за счет бюджета – как на городских землях, так и на участках, безвозмездно переданных застройщиками. Но сегодня город строит мало и медленно. В 2011 году было введено в эксплуатацию 18 детских садов, в 2012-м – из запланированных 11 ДДУ построено только шесть. В этом году количество объектов, строящихся за счет бюджета, еще сократилось: вместо 13 дошкольных учреждений, предусмотренных в «Программе строительства и реконструкции детских садов на 2011-2016 годы», город ограничится четырьмя.
О планах на 2014 год и далее городской Комитет по строительству предпочел умолчать. Оно понятно – слишком часто планы расходятся с реальностью. В 2012 году комитет освоил только половину утвержденного бюджета, в первом полугодии 2013-го – около 14%. Такими темпами не удается выполнить не только упомянутую перспективную пятилетнюю программу, но и ежегодно утверждаемую в рамках бюджета адресную инвестиционную программу с перечнем объектов и предусмотренными объемами финансирования.
Кое-что о дальнейших планах бюджетного строительства социальной инфраструктуры удалось узнать в Комитете по управлению городским имуществом. Как сообщили в КУГИ, с начала 2013 года заключены три соглашения со строительными компаниями о передаче городу земельных участков для строительства пяти ДДУ и четырех школ. Город заявил о намерении построить «социалку» за бюджетные средства, и это хороший знак. Но воплощение планов в жизнь может затянуться очень надолго. К примеру, жильцы первой очереди ЖК «Юбилейный квартал» от компании «ЛенспецСМУ» в аналогичной ситуации ждали открытия садика почти три года.
Активизация застройщиков
Другие механизмы обеспечения новых ЖК социальными объектами предполагают финансовое участие застройщиков. Первый – государственно-частное партнерство – был апробирован в микрорайоне «Славянка». В 2011 году компания «Балтрос» построила по ГЧП первую в Петербурге (да и в России) школу. В этом году получила разрешение на строительство еще шести объектов. Но схема не получила широкого распространения. В том числе потому, что выкуп построенного здания в течение десяти лет повышает затраты бюджета на 10-20%.
Выкупать по себестоимости, но сразу, городские власти тоже особо не стремятся. В конце прошлого года они обозначили свою позицию: за счет средств бюджета будут приобретаться социальные объекты только на тех территориях, развитие которых приоритетно для Петербурга. К таким проектам относится, к примеру, ЖК «Северная долина» от компании «Главстрой СПб». Но и тут не все просто: жители нового района больше года ждали ввода уже построенного детского сада, так как город не спешил расплатиться с застройщиком. Правительство Петербурга придерживается в этом вопросе «политики неопределенности» и старается заранее не давать твердых обещаний. Нам, увы, также не удалось выяснить, у кого из застройщиков в ближайшие годы детские сады и школы будут выкуплены наверняка. В КУГИ сообщили только, что на выкуп семи детских садов в Выборгском, Московском, Фрунзенском районах в городском бюджете на 2014 года предполагается выделить 800 млн руб.
С этого года власти внедряют новую практику – строительные компании, застраивающие новые территории (кроме признанных приоритетными) отныне будут дарить городу детские сады и школы. Как сообщили в КУГИ, по состоянию на сентябрь 2013 заключено пять соглашений, предусматривающих безвозмездную передачу в собственность Петербурга десять детских садов и пять школ. Готовятся соглашения еще с 15 инвесторами. На эти сведения потенциальные покупатели новостроек могут смело ориентироваться. Застройщики, связанные такими обязательствами, сдадут «социалку» в срок. Городу не придется изыскивать деньги в бюджете – он просто примет объекты на баланс. Вероятность своевременного ввода садиков и школ в таких проектах наиболее высока.
Ленобласть приглашает к сотрудничеству
Наиболее острый дефицит социальной инфраструктуры в Ленинградской области сложился в местах бурной застройки, на границе с Петербургом. По количеству проблемных территорий лидирует Всеволожский район, на долю которого приходится около 40% многоэтажного строительства в Ленобласти. В районе выделились локации с особо плотной концентрацией строящихся объектов: это территория деревень и поселков Мурино, Новое Девяткино, Кудрово, Бугры, Янино.
За счет средств бюджета область, как и город, строит немного. Как сообщили в областном Комитете по строительству, в 2013 году предполагается сдать 12 соцобъектов (восемь детских садов и четыре школы). А в 2014-м – всего четыре (два садика и две школы). На интересующих петербургских покупателей территориях будет построен единственный объект: в следующем году планируют ввести в эксплуатацию детский сад на 210 мест в Новом Девяткино. В основном за счет областного бюджета развивают социальную инфраструктуру в удаленных от Петербурга районах – Подпорожье, Шлиссельбурге, Волхове, Выборге, Лодейном Поле, Усть-Луге.
Правительство Ленинградской области с этого года внедряет новый механизм привлечения финансирования строительства «социалки» в местах активной застройки. В рамках программы «Социальные объекты в обмен на налоги» администрация региона обещает застройщикам компенсировать расходы на создание социальных объектов в размере 70% уплаченных в областной бюджет налогов. В 2012 году по этой схеме уже был выкуплен детский сад в Новом Девяткине, построенный компанией «Арсенал-Недвижимость».
С начала 2013-го по этой программе было заложено три детских сада. В 2014-2015 годах планируется строительство трех школ в деревне Кудрово и двух – в поселке Мурино. Как сообщили в пресс-службе вице-губернатора Георгия Богачева, всего в 2014-2018 годах предполагается построить пяти школ и 12 детских садов. Ориентировочно объем средств, необходимых на выкуп этих объектов, составит 3,3 млрд. руб.
Риски, что намеченное в рамках программы не будет выполнено, безусловно, меньшие, чем при обычном строительстве за счет бюджета. Но они все-таки есть. Застройщики высказывают опасения, что уплаченных ими налогов может не хватить на выкуп, к примеру, большой школы, построенной по современному проекту. В таком случае жители микрорайона могут вместо обещанного государственного образовательного учреждения получить частный детский сад или школу с платным обучением.
Автор: Елена Денисенко