Жилищные мошенники попали под статью закона

29 ноября Государственная Дума приняла поправки в статью 159 «Мошенничество» УК России, которые вступили в силу в начале декабря. Из общего списка мошеннических действий были выделены махинации с недвижимостью.

На 10 лет сесть в тюрьму теперь можно за срыв сделки купли-продажи, подачу недостоверных данных с целью получения кредита на жилье и за проведение двойной продажи на первичном рынке недвижимости. Введена уголовная ответственность за намеренное лишение права на жилье.

До внесения поправок все незаконные сделки с недвижимостью трактовались по статье 159, ч. 4 как мошенничество «в особо крупных размерах», к которым относились сделки свыше 6 млн.рублей. Наказание за этот вид преступления было довольно таки разным: от небольшого штрафа до 10 лет тюрьмы.

Сегодня в уголовном кодексе появилась новая формулировка «преступление, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение» путем обмана или злоупотребления доверием продавца. С обвиняемого может быть снята «статья» только, если он сможет доказать свою невиновность. Например, по заранее оговоренной сделке был дан задаток, но потом продавец передумал ее осуществлять, т.к. ему встречно отказали в продаже недвижимости, которую он хотел приобрести после совершения сделки по продаже своей квартиры. Гражданин к ответственности привлекаться не будет.

По словам главы Комитета по законодательству П. Крашенинникова старая редакция уголовного кодекса не позволяла привлекать к ответственности за махинации с недвижимостью, стоимость которой меньше 6 млн.рублей. Типовые квартиры в регионах стоят гораздо меньше этой суммы.

Еще одним отличием новой редакции является то, что раньше для возбуждения уголовного дела по поводу мошенничества нужна была только инициатива сотрудников правоохранительных органов, теперь необходимо заявление от потерпевшего, которого обманули.

В отдельный абзац выделены мошенничества с ипотекой, когда заемщик подает в банк заведомо ложные данные. Банкиры к новшеству отнеслись двояко. С одной стороны можно будет снизить банковские риски и увеличить процент возврата кредитов. В каждом банке есть заемщики, которые не возвращают кредит, их доля составляет примерно 3-5% от количества кредитов, просроченных физическими лицами. В основном это кредиты на покупку вещей в магазинах или небольшие кредиты наличными.

С другой стороны, на чем строить доказательную базу, что человек намеренно исказил подаваемые данные и имеет намерения не отдавать заем. Если заемщик получает оплату в конверте и приносит в банк справку от начальника, его действия тоже могут быть признаны ложными. Но доказать, что эти данные подаются с целью мошенничества очень тяжело. Другое дело кредитная история и данные о уже имеющихся невозвращенных долгах.

Насколько важны принятые поправки для рынка недвижимости? С одной стороны они позволяют наказать «черных риэлторов» и застройщиков, которые практикуют двойные продажи, с другой стороны не обязательное исполнение законов в нашей стране. Действия «черных риэлторов» и раньше попадали под 159 статью, только доказать их вину практически не реально. Правоохранительные органы считают, что потерпевшая сторона получила жилье, но на то, что взамен городской квартиры это дом под снос в деревне просто закрывают глаза.

Главное сделать не суровый закон, а исправно его выполнять.