Какова дальнейшая судьба ЗиЛа?

Проект реконструкции промышленной зоны ЗиЛ выставлен на торги. Начальная цена составляет 23,4 миллиардов рублей. Эксперты считают, что победителем торгов станет «Кортрос» Виктора Вексельберга.

В последний день прошлого года были объявлены торги на возможность застроить территорию промзоны ЗиЛ. Москва выставила на продажу 99,9% части в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Промобъект», которое является собственностью АМО «ЗиЛ». Обществу принадлежать три земельных участка, площадь которых составляет 62,06, 1,99 и 0,97 гектар.  Начальная цена лота составляет 23,4 миллиардов рублей. Уже в этом году должен быть внесен первый платеж, его размер составляет 4 миллиарда рублей. Полностью сумма должна быть оплачена к 2020 году.

Как указано в лотовой документации, покупатель объекта имеет право построить 1,56 миллионов квадратных метров недвижимости. По словам главы департамента девелопмента АМО «ЗиЛ» Максима Якушечкина, победитель торгов обязан профинансировать демонтаж строений на территории площадью 27,65 гектар, после чего передать землю городу для дальнейшего обустройства социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Проектом предусмотрены достаточно жесткие сроки. Все работы необходимо завершить до конца 2021 года. В случае просрочки за каждый год будет налагаться штраф в размере 2 миллиардов рублей.

Проявляли интерес к проекту практически все крупные застройщики, среди которых «Кортрос», «Главстрой», группа ПИК, ЛСР, ФСК «Лидер». По словам одного из представителей мэрии, победителем вероятнее всего станет «Кортрос», поскольку ее владелец Вексельберг лоббирует этот проект в мэрии. Компания «Ренова-стройгруп» (ранее так назывался «Кортрос») еще в 2011 году заявляла о своем вхождении в состав рабочей группы, работающей над техзаданием на разработку плана развития промзоны АМО «ЗиЛ». Вениамин Голубицкий, будучи главой «Ренова-стройгруп», тогда заявлял о своей готовности вложить в проект три миллиарда долларов. Причем компания интересовалась полностью всем участком, поскольку занимается комплексной застройкой.

Представитель «Кортроса» сообщил о готовности компании участвовать в конкурсе.

По слова одного из чиновников, заявки на участие в конкурсе необходимо подать до 20 февраля текущего года, однако пока инвесторы не торопятся.

Другие участники строительного рынка не планируют принимать участие в торгах. «Нет четкой определенности в условиях конкурса», - объясняет руководитель «Главстрой-девелопмент» Иван Богатов.

Промышленная зона ЗиЛ стала первой промзоной, имеющей проект планировки.

Проектом задействована сама территория ЗиЛа и прилегающие районы, а это 470 гектар. Разработкой концепции непосредственно занимались НИиПИ генплана столицы и архитектурное бюро «Меганом», ей дали название «Полуостров ЗиЛ». На сегодняшний день здесь находятся порядка 2,3 миллионов квадратных метров недвижимости, причем под снос попадают 1,1 миллионов квадратных метров. С учетом уже возводимых объектов, к 2025 году здесь появится 3,4 миллионов квадратных метров недвижимости.

Сегодня территория ЗиЛа является нежилой и обеспечивает рабочими местами 16000 человек. Согласно разработанной концепции, проживать здесь будут 38300 человек, будет открыто 43200 рабочих мест. Порядка 86 гектар будет отдано под парковые и озелененные территории.  По предварительным оценкам столичных чиновников, для реализации проекта необходимо 152 миллиарда рублей.  Горбюджет может выделить не больше 43,5 миллиардов рублей, и то на развитие инфраструктуры.

Согласно концепции «Полуостров ЗиЛ», для осуществления производственной деятельности достаточно 67 гектар, при этом под «МосавтоЗиЛ» необходимо 48 гектар. Долги же ЗиЛа можно будет погасить за счет территории под девелопмент. Год назад была озвучена сумма долга в размере 26 миллиардов рублей. Лишь часть проекта выставляется на инвестиционные торги. Это участок от Третьего транспортного кольца и Симоновской набережной до самой железной дороги.  Здесь запланировано строительство 585 тысяч квадратных метров жилой застройки с соответствующей инфраструктурой.

Разработкой транспортной инфраструктуры «Полуострова ЗиЛ» занимается сейчас Москомархитектуа. Запланировано строительство шестиполосной автодороги параллельно набережной, а также по две полосы вдоль Малого кольца «железки». Пассажирская станция «ЗиЛ» будет открыта на самой железной дороге. На Замоскворецкой линии – станция «Технополис».