Кадастровая палата Росреестра подвела итоги важному эксперименту, который проводила весь прошлый год. Гражданам предоставлялась совершенно новая услуга - прием документов на регистрацию недвижимости у заявителей дома и доставка опять-таки на дом уже готовых документов.
На сегодняшний день Росреестр - это первое российское ведомство, внедрившее выездное обслуживание в свою деятельность. В самом ведомстве утверждают, что проводили эксперимент, чтобы сделать процесс получения госуслуг более удобным и доступным для граждан, в том числе для людей с ограниченными возможностями.
Эксперимент по выездному обслуживанию начался в марте 2013 года. И оказался успешным. Говоря языком специалистов - он продемонстрировал стабильный рост спроса на такую услугу. С сентября 2013 года услуги по выездному обслуживанию заявителей предоставляются на постоянной основе.
Всего за несколько месяцев к эксперименту подключились филиалы Кадастровой палаты Росреестра во всех регионах России. До конца года количество выездов к заявителям превысило 21 тысячу.
Как разъяснили корреспонденту "РГ" в Росреестре, выездное облуживание проводится Кадастровой палатой во исполнение дорожной карты "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (2013-2018 годы)".
Для решения каких вопросов можно пригласить специалиста на дом?
Это прием/выдача документов на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества;
Затем прием/выдача документов на предоставление сведений, внесенных в Государственный кадастр недвижимости (ГКН);
Еще одна услуга - прием документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдача документов после проведения регистрации;
И, наконец, прием документов на предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и выдача документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРП.
Что нужно сделать, чтобы пригласить специалиста на дом?
В Росреестре рассказали, что достаточно любым удобным способом (по телефону, по электронной почте или лично в офисе приема-выдачи документов) обратиться в Кадастровую палату и оставить заявку. Ее рассмотрят в максимально короткий срок (как правило, в течение суток) и свяжутся с заявителем, чтобы согласовать дату и время визита. Все оборудование (компьютер, принтер), необходимое для приема-выдачи документов, специалист Кадастровой палаты привезет с собой.
Кто может такой услугой воспользоваться? И физические, и юридические лица на платной основе. Общая сумма рассчитывается исходя из количества объектов недвижимости, в отношении которых необходимо совершить действия, и пакета документов, которые необходимо обработать и оформить. При этом стоимость приема или выдачи одного пакета документов различается в зависимости от региона, но не превышает 2500 рублей для юридических и 1500 рублей для физических лиц.
Ветеранам Великой Отечественной войны и гражданам с ограниченными возможностями (это инвалиды I и II групп) выезд специалиста на дом и получение готовых документов ничего стоить не будет. Но в Росреестре подчеркнули - услугу окажут бесплатно при условии, что льготники являются хозяевами объектов, которые надо оформить.
Из 21 тысячи выездов, которые сделали специалисты Кадастровой палаты Росреестра , больше 19 тысяч - это выезды к физическим лицам. Свыше 1 тысячи выездов к простым гражданам было сделано бесплатно. Это примерно пять процентов от общего числа.
Самая востребованная услуга на дому - прием документов на госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На нее приходится 74 процента всех выездных приемов. В 24 процентах случаев заявители вызывают специалиста Кадастровой палаты, чтобы поставить свою недвижимость на кадастровый учет. А вот наименее востребованы услуги по предоставлению сведений из ГКН и ЕГРП. Меньше одного процента.В Росреестре считают, что это связано с развитием онлайн-сервисов ведомства, позволяющих гражданам и фирмам самостоятельно получать выписки из кадастра недвижимости и реестра прав по интернету.
В прошлом году при выездном обслуживании было принято примерно 53 тысяч пакетов документов. Из них , 60 процентов - от физических лиц. Выезд на дом к гражданам - не благотворительность со стороны ведомства. В Росреестре подсчитали, что од "домашнего" обслуживания граждан уже заработали больше 67 миллионов рублей. Причем большую часть - 55 процентов от этой суммы заплатили коммерческие организации, а 45 процентов физические лица.
Очень интересная картина складывается по регионам Наиболее популярна услуга по выездному приему в Московской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Алтайском крае, Нижегородской и Самарской области.
Наибольшее количество "бесплатных" выездных приемов в прошлом году было в Республике Татарстан, Красноярском крае, Иркутской, Владимирской Самарской и Смоленской областях. Кстати, в Самаре и Татарстане граждане за вызов заплатят тысячу рублей, а для фирм - две с половиной. Граждане в Челябинске и в Санкт-Петербурге за вызов заплатят по 1500 рублей.
Александр Голиков, директор Кадастровой палаты Росреестра:
- Спрос на услуги в режиме выездного обслуживания постоянно повышается, поскольку такая форма работы значительно экономит время заявителей. Юридические лица даже заключают долгосрочные договоры на оказание этих услуг Кадастровой палатой. Выездное обслуживание позволяет обеспечить равные условия всем заявителям, в особенности лицам с ограниченными возможностями. Поэтому очень важно довести информацию о том, что услуги по государственной регистрации прав на недвижимость и кадастровому учету можно получать на дому до тех людей, кто в этом остро нуждается. Мы работаем для того, чтобы услуги Кадастровой палаты стали максимально доступными, а их получение - удобным и быстрым.