До конца года министерство сформирует перечень таких МУПов и ГУПов, а через два года надеется отдать их инвесторам по договорам концессии. Методика определения эффективности унитарных предприятий, управляющих водо-, тепло- и электроснабжением, будет утверждена соответствующим приказом Минстроя, который подготовлен и будет подписан министерством на этой неделе, рассказал РБК замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. Приказ также должен пройти согласование в Минэкономразвития.
Неэффективными будут признаваться предприятия, которые нарушают качество услуг и находятся в предбанкротном состоянии, объясняет Чибис. Это убыточные МУПы и ГУПы, а также предприятия, чья продукция (к примеру, вода, которую жителям поставляет водоканал) не соответствует санитарным нормам.
Пользуясь созданной методикой, к концу года Минстрой с помощью муниципальных властей сформирует списки неэффективных предприятий, которые опубликует на своем сайте. Все МУПы и ГУПы из этого перечня Минстрой выставит на концессию не позднее 2016 года, рассказывает Чибис.
В Минэкономразвития на запрос РБК не ответили.
Убыточны почти все
Законодательно концессии в ЖКХ закрепили еще в 2010 году: основные поправки, регулирующие этот тип управления, внесены в закон "О концессиональных соглашениях". До 2010 года частные инвесторы могли арендовать предприятия, а после внесения поправок инвесторы выбирали из двух вариантов.
Но бума концессиональных соглашений в 2010 году не произошло. Текущая тарифная политика не соответствует расходам даже на поддержание инфраструктуры, объясняет директор по развитию ГК "Межрегиональный коммунальный союз" (создана фондом Glorax Capital) Наталья Готова. При этом бизнес в сфере ЖКХ, по ее словам, "находится на грани рентабельности", а износ существующей инфраструктуры близок к 100%. Сейчас в России, по данным Минстроя, действуют около 400 концессий в сфере тепло-, электро- и водоснабжения. В водоснабжении и водоотведении частные операторы занимают около 20% рынка. Договоры концессии подписали некоторые крупные инвесторы — например, ООО "Воронеж Водоканал" принадлежащий "Росводоканалу" (РВК; входит в "Альфа-Групп") с марта 2012 года по договору концессии обеспечивает услугами водоснабжения и водоотведения население и предприятия Воронежа (см. врез).
Всего же в России около 30 тыс. регулируемых организаций в тепло- и водоснабжении, государству принадлежит почти половина. Доминирующая доля государственных унитарных предприятий убыточна, говорят в Минстрое. Кроме того, эти предприятия требуют ремонта. Чтобы привести в порядок системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, согласно подсчетам Минстроя, ежегодно необходимо вкладывать по 500 млрд руб. в течение десяти лет.
Инвесторы не спешат
Минстрой рассчитывает отремонтировать существующие системы ЖКХ за счет частных инвесторов. Повысить интерес бизнеса к концессионным соглашениям министерство надеется за счет утверждения прозрачной системы тарифов на ЖКХ.
Согласно постановлению правительства от января этого года в рамках новых конкурсов на договоры концессии, само конкурсное задание, как и раньше, сформируют муниципальные власти. В него войдут целевые показатели качества услуг и тарифы на весь срок соглашения (обычно от 15 до 25 лет), что сделает предсказуемым будущий заработок. Победить в конкурсе на концессию сможет тот, кто прогарантирует муниципальным властям качественные изменения услуг унитарных предприятий быстрее других и за меньший тариф.
Если победитель не выполнит взятые обязательства, сначала он получит штраф, а впоследствии муниципалитет сможет в судебном порядке расторгнуть договор. В случае расторжения местные власти вернут концессионеру те средства, которые он вложил в строительство или реконструкцию сетей, но не успел вернуть в рамках параметров тарифного регулирования, поясняют в Минстрое.
Для того чтобы повысить интерес инвесторов, надо менять тарифную политику, считает Наталья Готова из "Межрегионального коммунального союза". "Тарифы должны компенсировать расходы бизнеса на обслуживание, развитие и модернизацию производственных фондов, и тогда возможно достижение рентабельности продаж в 10—15%", — считает Готова.