Вызванный западными санкциями кризис ликвидности может привести к снижению стоимости российской недвижимости по сценарию 2008-2009 гг. Однако, благодаря тому что и до обострения геополитической напряженности дела в российской экономике шли ни шатко ни валко, можно надеяться, что падение цен не будет столь глубоким, как в период кризиса пятилетней давности. Впрочем, все будет зависеть от того, как санкции повлияют на отечественную экономику в целом, заявил руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко, выступая с докладом на организованной Московской ассоциацией риелторов аналитической конференции «Рынок недвижимости: ситуация, тенденции, прогноз».
Экономические санкции, которые Европа и США вводят против России, вряд ли смогут напрямую повредить сфере недвижимости и строительства, так как недвижимость по сути своей локальна. Но ограничение доступа крупнейших российских банков к дешевому долгосрочному западному финансированию может спровоцировать в России кризис ликвидности, от чего пострадает и отечественный рынок недвижимости, очень чувствительный к изменению условий кредитования как со стороны спроса, так и предложения. Девелоперы, напомним, обычно строят не на свои деньги, а на заемные, а среди покупателей жилья велика доля тех, кто приобретает недвижимость в ипотеку.
Конечно, формально санкции введены в отношении нескольких банков, а не всего отечественного банковского и корпоративного сектора, но по факту подобные меры означают увеличение страновых рисков для всех заемщиков из РФ, и, как следствие, иностранные банкиры – не только американские или европейские, но и азиатские в том числе – будут вынуждены либо отказаться работать с российскими клиентами, либо поднять для них ставки по кредитам. По тем же причинам снизится доверие инвесторов в России, усилится отток капитала за рубеж.
Нечто подобное имело место в 2008-2009 гг., когда из-за глобального экономического кризиса западные финансовые институты перестали кредитовать компании из развивающихся стран, в том числе из России, что дало известный всем результат. Сейчас корни проблемы не экономические, а геополитические, но последствия, по всей видимости, будут похожими, а именно – дефицит финансовых средств в отечественной экономике. Это неизбежно ведет к удорожанию всех видов кредитов. Собственно, уже привело: Центробанк с начала года три раза поднимал ключевую ставку, которая достигла 8%. Банки, непосредственно кредитующие бизнес и население, отреагировали на повышение стоимости фондирования самым естественным образом, то есть ростом ставок по своим продуктам.
Рынку недвижимости вся это история грозит снижением платежеспособного спроса и уменьшением объемов строительства – как и в 2008-2009 гг. Первый страдает из-за падения доходов населения в связи с ухудшением ситуации в экономике и удорожанием ипотеки. Что касается второго, то девелоперам, столкнувшимся с ростом ставок по банковским кредитам и сокращением лимитов финансирования, ничего не останется, кроме как отложить до лучших времен реализацию новых проектов. Напомним, в период предыдущего кризиса ликвидности девелоперская активность упала практически до нуля.
При этом, скорее всего, спрос на недвижимость упадет значительно раньше, чем начнет сокращаться предложение. Доступность ипотеки уже снижается. К концу второго квартала практически все лидеры рынка скорректировали ставки по ипотечным программам. Рост базовых ставок пока не превышает 0,5 - 1%, но ясно, что на фоне постоянного удорожания ликвидности это не предел.
Показатели деловой активности также падают. По данным министерства экономического развития, ВВП в июле 2014 г. сократился на 0,2% по сравнению с июлем 2013 г. По оценке чиновников МЭР, экономика РФ находится на грани рецессии. В такой ситуации дальнейшее падение доходов населения более чем вероятно: опасаясь ухудшения положения дел в экономике в связи с санкциями и анонсированным правительством ростом налоговой нагрузки, компании, скорее всего, будут сокращать расходы, в том числе на выплаты сотрудникам, «резать» бонусы и т.п.
Таким образом, вполне вероятно, что влияние санкций на платежеспособный спрос проявится уже осенью. А уровень спроса и так оставляет желать много лучшего: искусственная активизация рынка недвижимости в начале года, когда граждане на фоне девальвации рубля, отзыва лицензий у целого ряда банков и т.п., в массовом порядке бросились покупать жилье, исчерпала спрос последующих периодов. Иначе говоря, те, кто хотел и мог приобрести квартиру, в большинстве своем уже осуществили задуманное. (См. «Рынок недвижимости Москвы и Подмосковья: искусственная активизация грозит обернуться стагнацией».)
С объемами предложения и строительства ситуация несколько иная. Те проекты, которые уже вышли на рынок, в любом случае придется достраивать. Хотя особых проблем с финансированием текущих строек у ответственных девелоперов возникнуть не должно – договоры с банками об открытии кредитных линий под проект заключаются заблаговременно. Другое дело – новые проекты, при поиске финансирования для которых девелоперы наверняка столкнутся с серьезными трудностями. Результатом станет сокращение объемов предложения, но не прямо сейчас, а через год-два.
Надо отметить, что в отличие от 2008 г., когда предложение коммерческого жилья в Москве сократилось до минимума, сейчас в столице строят достаточно много. Объемы строительства и предложения растут не только за счет присоединенных территорий, но и в старой Москве. По данным правительства Москвы, за первое полугодие в прежних границах города сдали на 22% больше жилья, чем за аналогичный период 2013 г. Бурно развивается и сегмент апартаментов, которые официально жильем не являются, но используются в качестве квартир. «Строительный бум» – результат «оттепели» 2011-2012 гг., когда застройщики на некоторое время воспрянули духом после кризиса и организованной командой Сергея Собянина тотальной ревизии инвестиционных контрактов. (См. «Объем ввода жилья в старой Москве будет расти, но недолго».)
Дисбаланс между спросом и предложением, естественно, будет оказывать давление на цены. А учитывая, что объем предложения сейчас больше, чем в 2008 г., то, по логике вещей, и цены могут просесть существеннее, чем в период предыдущего кризиса ликвидности. Напомним, в 2008-2009 гг. долларовый индекс стоимости жилья в Москве упал на 30-35%; рублевый - благодаря ослаблению национальной валюты – на 10-15%.
Однако есть одно серьезное но. Пять лет назад кризис стал полной неожиданностью для всех участников рынка: уровень закредитованности бизнеса зашкаливал, все строили маниловские планы и в целом были крайне плохо подготовлены к столкновению с реальностью. Сейчас в этом смысле ситуация изменилась к лучшему: конфронтации с Западом никто не ожидал, но разговоры об очередной волне кризиса идут который год, заставляя компании более ответственно и экономно относиться к выстраиванию бизнес-планов.
Соответственно, обвала цен на недвижимость в обозримом будущем, скорее всего, не произойдет. В ближайшие полгода-год рублевые цены, по всей видимости, будут либо топтаться на месте, либо плавно снижаться за счет скидок, торга, выхода на рынок новых, более дешевых проектов. В итоге снижение стоимости метра вряд ли превысит 5-10-15%, если, конечно, в геополитической сфере не случится чего-то совсем катастрофического. В долларах просадка будет больше. Насколько – зависит от глубины падения курса отечественной валюты относительно американской.