Выставка «Ярмарка недвижимости», совместно с аналитическим отделом портала Restate.ru, провели опрос профессионалов среди строительных компаний нашего города на предмет интереса жителей регионов к недвижимости Санкт-Петербурга.
Согласно статистике опроса посетителей Ярмарки недвижимости, большинство покупателей петербургского жилья составляют специалисты с высшим образованием – их почти половина от общего числа покупателей, 49%. По 9% приходится на руководящих работников и пенсионеров, еще 10% покупателей – менеджеры среднего звена. На студентов и специалистов без высшего образование приходится лишь по 6% рынка. Наконец, меньше всего петербургское жилье интересует квалифицированных и неквалифицированных рабочих (по 4% от общего числа покупок) и домохозяек (3%).
Статистика, собранная среди посетителей Ярмарки, также позволяет оценить степень финансового благополучия. Так 26% покупателей оценили свой ежемесячный доход на семью в 70-100 тысяч рублей, еще четверть указала заработок в размере 50-70 тысяч. 18% покупателей недвижимости признались, что зарабатывают от 35 до 50 тысяч рублей ежемесячно, доход ниже этой планки указали лишь 6% покупателей. Оставшаяся четверть посетителей выставки, интересующихся петербургской недвижимость, является наиболее обеспеченной. Такие покупатели оценили свой заработок в 100-120 тысяч рублей ежемесячно (15% опрошенных).
В такой ситуации участники рынка вынуждены обращать особо пристальное внимание на потенциальных клиентов из регионов, заработок которых выше, чем в среднем по стране (30 тысяч рублей). К ним относятся, прежде всего, ресурсодобывающие области и города: Салехард (средний заработок около 67 тысяч рублей), Сургут (57 тыс. руб.), Ноябрьск и Ханты-Мансийск (54 тыс. руб.), Нижневартовск (47, 5 тыс. руб.), Нефтеюганск (44, 8 тыс. руб.). Даже в условиях экономической рецессии, покупатели из этих регионов скорее всего сохранят платежеспособность.
«Изучением покупательских предпочтений мы занимаемся уже много лет, и каждую выставку мы встречаем жителей регионов России, которые приезжают на Ярмарку, чтобы выбрать недвижимость в Петербурге», - комментирует генеральный директор Ярмарки недвижимости Мария Шульдинер.
По словам Олега Паршина, директора ЦРП «Петербургская Недвижимость», доля иногородних покупателей жилья в Петербурге сегодня составляет около 15%. По словам эксперта, больше всего покупателей приезжает из других городов СЗФО, по числу приобретателей за ними следуют города ХМАО и ЯНАО, немало и покупателей из Норильска, Красноярска. Иную статистику приводит Елена Брун, директор по маркетингу компании «ПетроСтиль», возводящей загородную недвижимость класса «комфорт» и «бизнес». По ее словам, число иногородних покупателей варьируется от 10 до 40% и в каждом случае зависит от характеристик конкретного объекта.
«Здесь присутствуют 2 категории потенциальных покупателей: первая – дети/студенты, которым родители покупают первое жилье, и в этом случае приобретается самое недорогое жилье – это студии, однокомнатные квартиры из самых бюджетных предложений. Именно за счет этих вариантов во многом формируется огромная доля иногородних покупателей (вплоть до 40%). Вторая группа – те, кто выходит на пенсию и ищет себе место для комфортного проживания», - отметила госпожа Брун.
Ольга Пономарева, гендиректор ГК Leorsa указывает, что иногородних «инвесторов» можно разделить на три группы: первые – родители, покупающие жилье своим детям, переезжающим в Петербург, вторая – жители Крайнего Севера и нефтегазовых регионов, желающие вложить заработанные средства, их главное требование к продукту – его высокая ликвидность в ближайшем обозримом будущем. Третья группа – жители из других регионов России, переезжающие в Санкт-Петербург на ПМЖ. «В этом случае, как правило, рассматриваются загородные дома для спокойного, семейного проживания, но в доступном удалении от культурного центра», - пояснила эксперт.
Итог подводит Константин Братищев, руководитель отдела продаж Restate.ru, который считает, большинство компаний сегодня уже обратили пристальное внимание на иногородних покупателей и ведут статистику по их предпочтениям. Однако, лидеры рынка не спешат делиться подобными сведениями с коллегами. «Именно покупатели из районов крайнего севера, «нефтяных» и газоносных регионов могут стать дополнительными драйверами спроса в период экономического спада. В этой ситуации те компании, которые первыми смогут отследить их предпочтения, предоставить «регионалам» привлекательный сервис и спецпредложения, имеют шанс обеспечить себе дополнительную «подушку безопасности» на время кризиса», - заключает эксперт.