Минстрой РФ настаивает на завершении бесплатной приватизации в стране: все желающие должны успеть подать документы до 1 марта 2015 года. Уже сейчас гражданам принадлежит более 80% объектов Жилищного фонда, а у тех, кто по каким-то причинам до сих пор не стал собственником, все меньше стимулов это сделать. Эксперты прогнозируют, что новый порядок налогообложения недвижимости и ввод платы за капремонт повысят финансовую нагрузку на граждан, в первую очередь жителей больших городов, и, соответственно, спрос на деприватизацию квартир.
Передача жилья в собственность гражданам началась в 1992 году. По данным департамента жилищной политики, в Москве пик обращений пришелся на первые годы приватизации. А потом всполохи активности возникали перед каждым объявлением о ее завершении. Это случалось уже трижды – в 2006, 2010 и 2013 годах. Те, кто по каким-то причинам ранее не подавал документы, старались запрыгнуть «в последний вагон», создавая давку и ажиотаж в пунктах приема. Чтобы избежать скандалов, в 2013 году столичные власти в срочном порядке перевели услугу по оформлению приватизации в электронный вид. Однако нервотрепка была напрасной: прислушавшись к мнению экспертов и активистов, власти в очередной раз решили продлить сроки оформления. «У нас до 2014 года таким правом (оформления бесплатной приватизации. – «МП») наделены военнослужащие. И я полагаю, что мы не должны ставить наших граждан в зависимости от их профессиональной принадлежности в разные условия. Поэтому полагаю возможным продлить эти права и для гражданских лиц», – пояснял Владимир Путин, чья личная позиция на тот момент оказалась решающей. Госдума единогласно проголосовала за поправки в ФЗ «О приватизации Жилищного фонда в РФ» и оформление прав собственности продлили до 1 марта 2015 года.
И вот теперь за четыре месяца до завершения нового срока в обществе вновь возникла дискуссия – продлять или не продлять? С одной стороны, в собственности граждан находится более 80% жилья, а это рекордный показатель среди европейских стран. В частности, в Москве горожанам принадлежат более 2 млн квартир, тогда как городу – 500 тысяч. С другой стороны, ряд трудностей, из-за которых не все желающие смогли воспользоваться законным правом на приватизацию, до сих пор не устранены (например, обитатели общежитий) и вряд ли будут устранены в обозримой перспективе. В этой ситуации Минстрой предлагает проявить политическую волю и все-таки завершить приватизацию, а частные случаи обговорить в отдельных законодательных актах. (Например, специальный документ должен появиться для обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможны и другие категории.)
«В 2015 году, по всей видимости, надо заканчивать вопрос с бесплатной приватизацией. Если мы и дальше эту линию будем продолжать, мы никогда не решим проблему ни с капремонтом, ни с переселением из аварийного жилья», – считает председатель Общественного совета при Минстрое РФ Сергей Степашин. По его словам, он уже написал обращение в адрес Дмитрия Медведева и Владимира Путина, но «решение пока не принято». «Не исключено, что в неблагоприятных экономических условиях, которые выльются в рост инфляции и снижение доходов основной массы населения, а также на фоне увеличения финансовой нагрузки на домовладения власти не хотят принимать еще один непопулярный закон в жилищной сфере», – рассуждает один из чиновников ведомства.
Тем не менее заместитель главы Минстроя Александр Плутник недавно заявил, что нынешний срок бесплатной приватизации является окончательным, и советовал не затягивать с ее оформлением. По словам господина Плутника, гражданин сам выбирает: либо ему приватизировать жилье, либо оставить его в муниципальной собственности, чтобы, к примеру, в дальнейшем была возможность получить договор социального найма и не нести бремя собственника.
Вопрос о бремени в нынешней ситуации отнюдь не праздный. Как известно, вернувшись с каникул, Госдума приняла закон о новом порядке налогообложения недвижимости, предусматривающий расчет платежа исходя из кадастровой стоимости имущества, и поручила регионам самим определить ставки и льготы для населения. По решению столичных властей для расчета налога в Москве будут применяться четыре ставки в зависимости от кадастровой цены недвижимого имущества (квартир, гаражей и т.п.): для объектов стоимостью до 10 млн рублей – 0,1%, 10–20 млн рублей – 0,15%, 20–50 млн рублей – 0,2%, 50–300 млн рублей – 0,3%, для имущества, которое дороже 300 млн рублей, – 2%. Для того чтобы представить примерный порядок сумм налога, которые владельцы квартир в Москве должны будут ежегодно выплачивать, эксперты сделали расчет для четырех базовых вариантов квартир. Оказалось, что после вычета 20 кв. метров из общей площади объекта собственника размер налога на квартиру будет следующим: на однокомнатную (38 кв. метров) – 2,5–5 тыс. рублей (в зависимости от округа); двухкомнатную (55 кв. метров) – 4,8–9,5 тыс. рублей; для трехкомнатной (80 кв. метров) – 8,4–26,5 тыс. рублей, для многокомнатной квартиры (120 кв. метров) – 20,9–54 тыс. рублей в год.
Наименее болезненным налогообложение будет для жителей Юго-Восточного округа, где средняя кадастровая стоимость квадратного метра составляет 139,5 тыс. рублей; Южного – 149,4 тыс. рублей за «квадрат» и Восточного округа – 154,8 тыс. рублей. Тогда как, например, в ЦАО «двушки» даже после уменьшения площади на 20 кв. метров попадут в ценовой диапазон больше 10 млн рублей, а значит, и расчет налога уже производится по ставке 0,15%. Что касается владельцев «трешек», то для них ставка скорее всего вырастет до 0,2%, поскольку такие квартиры в центре даже после вычета стоят более 20 млн рублей.
Эксперты прогнозируют, что резкий рост налоговой нагрузки отобьет у москвичей охоту оформлять в собственность неприватизированное жилье и повысит спрос на обратный процесс – деприватизацию. По данным департамента жилищной политики, популярность этой услуги последнее время растет – ежегодно о своем желании вернуть квартиру государству сообщают 80–100 семей. Сейчас сроки деприватизации совпадают со сроками приватизации и заканчиваются 1 марта 2015 года. Однако некоторые депутаты Госдумы предлагают сделать ее бессрочной, чтобы защитить граждан от возможных рисков. «Это правильный подход, – считает ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. – Имущественное положение семей меняется. Если человек или семья не могут содержать свое жилье, они должны иметь право отказаться от права собственности в пользу государства, сохранив при этом возможность проживать в той же квартире как наниматели. По мнению господина Гордеева, депутаты могли бы посмотреть на проблему шире и рассмотреть вопрос о передаче в собственность муниципалитета (государства) не только жилья приватизированного, но и приобретенного по рыночной стоимости. Если бы это стало возможно, семья, чье материальное положение пошатнулось, могла бы уменьшить расходы на содержание своей квартиры, оставаясь в ней проживать, не ухудшая своих жилищных условий.
Помимо роста налогов собственников жилья ждет еще один неприятный сюрприз – расходы на капремонт. Предполагается, что в будущем государство перестанет дотировать реновацию жилого фонда и капремонт полностью ляжет на владельцев квартир. Федеральные законодатели обязали регионы до конца 2014 года учредить оператора, который будет заниматься капремонтом жилого фонда, а также определить размер платежа, взимаемого с одного квадратного метра (70% субъектов РФ, включая Московскую область, это уже сделали). По закону эта сумма должна быть не выше 6% от платы за услуги ЖКХ. Для ориентировки правительство РФ утвердило федеральные стандарты платы за капремонт по всем российским регионам. Для Москвы в текущем году он составляет 7,7 рубля за квадратный метр (т.е. с квартиры площадью 54 кв. метров ежемесячный взнос составит 415,8 рубля, за год около 5 тыс. рублей). Столичные власти могут утвердить федеральный стандарт, проиндексировать его или установить свой. На недавней встрече с журналистами мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что решения, регламентирующие ввод платежа за капремонт, пока находятся в стадии обсуждения. Но появление соответствующей графы в платежках за ЖКУ неизбежно. Город не может за счет бюджетных средств финансировать чужую собственность, а от дополнительных расходов, как и в случае налогов, будут избавлены только наниматели квартир.