Застройщики обратились в мэрию с просьбой снять с них обязательства строить парковки при торговых центрах и жилых домах. Об этом M24.ru сообщил координатор Клуба инвесторов Москвы, председатель совета директоров компании "Гута-Девелопмент" Артем Кузнецов. По его словам, речь идет в первую очередь о тех районах, где курсирует достаточно общественного транспорта, например, в центре Москвы. Отказ от строительства парковок может поддержать инвесторов в условиях падающего курса рубля. Председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев заявил M24.ru, что инвесторы подготовили целый список предложений, который в ближайшее время будет представлен Сергею Собянину.
ЗАО "Гута-Девелопмент" пока отложило строительство на "Красном октябре" и пересматривает другие свои проекты.
"Количество машино-мест для строящихся объектов нужно рассчитывать, исходя не только из типа объекта, но и учитывая его обеспеченность общественным транспортом. То есть для торгового центра у МКАД, куда можно добраться только на машине, парковки необходимы, а в комплекс в центре города можно доехать и на автобусе. При этом нормы строительства паркингов одинаковые", - рассказал Кузнецов.
Устарели, по его словам, и нормы машино-мест для жилых домов. В Европе и США прописано не только минимальное, но и максимальное количество парковок в доме. Это позволяет частично обеспечивать жильцов стоянками и при этом ограничивать спрос населения на автомобили. "В Москве есть только ограничение по минимальному количеству парковок. Руководствуясь им, мы построили жилой комплекс "Итальянский квартал" в центре Москвы, там 800 мест в подземном паркинге – по два на каждую квартиру. В итоге треть мест не продана – и как возместить затраты на их строительство?", - отметил Кузнецов. По его словам, для жилого сектора следовало бы вдвое сократить норматив обеспеченности парковками.
Если с инвесторов снимут необходимость строить парковки, которыми никто не пользуется, – это станет одной из мер антикризисной поддержки для строительного бизнеса, полагает Артем Кузнецов."Пересмотреть можно было бы и другие нормы, по высотности, инсоляции, обеспеченности социальной инфраструктурой и прочее", - заявил он.
Председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев подтвердил M24.ru, что предложения инвесторов будут рассмотрены в мэрии. "Мы представим их мэру и после этого сможем точно сказать, какие нормы изменятся", - заявил он. Помимо норм по количеству парковочных мест, инвесторы просят также пересмотреть назначение некоторых земельных участков, например, вместо офисов они предпочли бы строить торговые центры, а вместо апартаментов - квартиры.
ЗАО "Гута-Девелопмент", по словам Тимофеева, будет заниматься строительством в промзоне "Красный октябрь". "И в целом у них много объектов в Центральном округе. Если нормативы будут изменены, возможно, они смогут не строить парковочные места на некоторых из этих объектов", -рассказал он.
Артем Кузнецов отметил, что строительство на "Красном октябре" пока решено отложить. "Это крупный дорогостоящий объект сегмента "премиум". Сейчас никто из крупных игроков не решается начинать подобные проекты", - заявил он. На какой срок отложен проект, пока не известно. Компания "Гута" будет пересматривать все свои планы в ближайшее время.
Действующие сейчас московские городские строительные нормы приняты в 2005 году. Офисы и деловые центры должны быть обеспечены паркингами из расчета 1 машино-место на 70-80 кв. метров площади здания, для торговых центров, универмагов, магазинов с площадью торговых залов более 200 кв. метров должно быть предусмотрено 5–7 машино-мест на 100 кв. метров торговой площади. Для кварталов жилой застройки обеспеченность парковочными местами должна составлять не менее 320 машино-мест на 1 тысячу жителей.
В прошлом году столичные власти заявили о возможном сокращении вдвое нормативов обеспеченности машино-метсами для объектов, строящихся внутри Садового кольца. Также рассматривается возможность ограничить количество парковочных мест в офисах и жилых домах исходя из пропускной способности прилегающих улиц
Руководитель аналитического центра "Инком-Недвижимость" Дмитрий Таганов заявил, что наиболее сложная ситуация с подземными паркингами в жилых домах . "Это очень дорогое с точки зрения технологии строительство. Себестоимость одного машино-места составляет 600 тысяч рублей, покупать его значительно дороже и даже за почти такую же цену хотят немногие", - рассказал эксперт. Если девелоперам разрешат совсем не строить парковки, то строительство домов подешевеет на 10-20%.
"Тем не менее, полностью избавиться от парковок в жилом секторе – невозможно. Их все-таки нужно строить для жителей домов. Что касается торговых центров, говорить о том, что туда будут приезжать только на автобусах – это утопия", - отметил Таганов. Он добавил, что ТЦ строятся гораздо легче, чем жилье, и изначально более рентабельны, поэтому облегчать жизнь инвесторам здесь совершенно не обязательно.
Что касается идеи инвесторов о том, чтобы строить торговые центры вместо офисов, такая тактика типична в условиях кризиса, заявил генеральный директор группы компаний "Гео Девелопмент" Максим Лещев. "У нас не хватает арендаторов офисных помещений, столица перенасыщена и в условиях кризиса невыгодно строить деловую недвижимость и дорогое жилье. Поэтому инвесторы и хотят опереться на прибыльную торговлю и квартиры эконом-класса", - пояснил Лещев.
При этом он добавил, что мэрия должна проявить твердость и не менять назначение земельных участков в тех случаях, когда это может привести к транспортному коллапсу. "Кризис пройдет, а градостроительная ошибка останется", - отметил Лещев.