Валютные заемщики оказались жертвами большой политики

 
Валютные заемщики не виноваты в том, что сегодня они не в состоянии выполнять обязательства перед банками. Аховая ситуация, в которую они попали, во многом спровоцирована напряженными международными отношениями, и ипотечным должникам, взявшим кредиты в разных валютах, пришлось нести не только валютные, но и геополитические риски. Поэтому государство не должно отворачиваться от пострадавших людей. Это очередное «народное мнение», которое сформулировал «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» по итогам собственного свежего социологического исследования.
 
Народ: «люди не были к этому готовы»
Впрочем, опрос отразил еще один довольно распространенный в обществе взгляд на проблему с валютными кредитами, который кратко можно охарактеризовать, как «сами виноваты, пускай и расхлебывают эту кашу, они богатые». Государство не обязано им помогать – такое мнение высказали 24% опрошенных москвичей. Они напоминали, что валюта «скачет все время», а страна переживает не первый кризис и, скажем, деньги, потерянные населением в 90-х годах, толком так и не были компенсированы. «Почему же им сейчас государство должно помогать? Нет, это несправедливо», – говорили памятливые респонденты. Кроме того, в данной группе выразили уверенность в том, что у ипотечных должников – валютные доходы и, соответственно, они намного состоятельнее обычного среднестатистического человека: «Помогать миллионерам? Зачем?».
 
Однако две трети участников опроса настроены более мягко. 48% считают, что государство должно оказать помощь пострадавшим заемщикам, а еще 16% полагают, что в данном случае, хоть государство и не имеет никаких четко выраженных обязательств по отношению к «валютчикам», но если оно их поддержит, это будет правильный шаг.
 
Самый распространенный аргумент, который выдвигают сторонники государственной помощи, – «заемщики не виноваты в случившемся». И геополитический корень проблемы наши граждане тоже четко видят: «все произошло из-за Украины». При этом респонденты не призывают спасать поголовно всех валютных заемщиков, а предлагают прежде всего поддержать тех, кто в этом отчаянно нуждается: «покупатель пяти квартир в элитных домах сам разберется. А многодетной матери, взявшей кредит на покупку малогабаритки, помочь нужно».
 
Что же касается того, какая именно помощь должна быть оказана, большинство респондентов склоняется к тому, что кредиты должны быть переведены в рублевые по фиксированному курсу, который бы устраивал все стороны.
 
И еще один важный момент, который стоит отметить, – и сторонники, и противники вмешательства государства в данную ситуацию говорили о том, что в России нельзя брать кредиты в валюте – только в рублях. Финансисты всегда предупреждали об этом, но ценность данной рекомендации ощущается, когда в темя клюет жареный петух. Не зря же говорят, что инструкции, которые, как порой кажется, содержат банальности, пишутся кровью.
 
Валютные заемщики сами о себе
Опрос, проведенный журналом www.metrinfo.ru, показал зрелость народных суждений в том, что касается финансовых вопросов. Надо сказать, что сами «виновники торжества», несмотря на весь драматизм происходящего, просто так сдаваться не намерены. Они организовали «Всероссийское движение валютных заемщиков», нашли единомышленников в Государственной думе, Совете Федерации, Общественной палате, они проводят акции, митинги, готовят обращение к президенту страны, а на прошлой неделе дали пресс-конференцию в агентстве «Интерфакс». 
 
На пресс-конференции представители этой организации рассказали, что большинство из них брали ипотечные кредиты уже довольно давно – лет восемь-девять назад, когда валютные курсы были вполне гуманными, доллар стоил 26-28 рублей. Взяли они кредиты не только в долларах, но и в евро, швейцарских франках, японских йенах. Все это время долги банкам исправно выплачивались, вместе со страной ипотечники прошли кризис 2008-2009 гг., было туго, но в целом все проблемы более или менее преодолели. В 2013 году доллар стоил уже больше 30 рублей, но привыкли и к этому.
 
Почему польстились на валютные кредиты? Они привлекали более низкой процентной ставкой по сравнению с рублевыми (примерно 7-12% против 8-14% годовых), что позволяло экономить на платежах. Да и сами банки настойчиво рекомендовали брать кредиты в иностранных деньгах, потому как им тоже было это интересно – для займов на внешнем рынке было выгодно демонстрировать солидный портфель валютных кредитов.
 
Обрушение отечественной валюты обернулось для валютных ипотечников ростом ежемесячных платежей по меньшей мере вдвое – они сравнялись с ежемесячными же доходами, а у кого-то и превысили. У многих остаток задолженности превзошел сумму взятого кредита.
 
По словам представителей движения валютных заемщиков, по всей стране банки подали около 500 исков в суд, и уже известно о первом решении Мещанского районного суда, постановившего выселить из 44-метровой «двушки» в Реутове Светлану Халевину. Ответчицей оказалась женщина с двумя детьми, которая восемь лет тому назад взяла кредит в швейцарских франках.
 
Таких «обычных» людей, с рублевыми доходами, купивших скромные квартиры в Подмосковье и в провинциальных российских городах (а отнюдь не в пределах Садового кольца), среди «валютчиков» много. По данным анкетирования 2500 заемщиков, 80% из них имеют детей, 31% – двух и более, 6% – многодетные семьи.
 
Конечно, есть среди них и вполне богатые граждане, инвестировавшие деньги в недвижимость, на этот раз – неудачно, но речь идет, конечно, не о них.
 
Точной информации о составе валютных заемщиков (сколько «обычных», сколько «инвесторов») пока нет. Данные разных источников расходятся, на пресс-конференции была озвучена цифра 50 000 семей, которые находятся под угрозой выселения, – масштаб проблемы впечатляющий.
 
С окончательной статистикой еще предстоит разобраться. Но ясно одно – если заемщикам помогать, то без государственных денег здесь не обойтись, на банки этот груз перекладывать бессмысленно, да и неправильно.
 
Пути выхода
Сами валютные заемщики считают, что первой мерой в их поддержку должен стать мораторий на отъем квартир, начисление штрафов, пеней и прочие карательные меры. Далее – необходимо перевести их долги в рубли по «докатастрофическому» курсу и установить ставку 12,2% (среднерыночный показатель за прошлый год). В будущем – вообще запретить валютную ипотеку.
 
На упомянутой пресс-конференции свою позицию озвучили и «государевы люди», которые поддерживают валютных заемщиков, – депутат Госдумы Андрей Крутов, сенатор Олег Казаковцев. Сегодня в Госдуму внесено несколько законопроектов, посвященных данной ситуации. Проект Андрея Крутова был разработан вместе с движением валютных заемщиков, и он отражает их точку зрения. Проект был внесен в парламент еще в январе, но до сих пор правительство не дало свой отзыв на этот документ. Олег Казаковцев поддерживает идею моратория и говорит о солидарной ответственности, которую должны разделить банки, заемщики и государство. Вполне возможно, что защитники интересов валютных заемщиков в Госдуме предложат поправку в бюджет, предусматривающую выделение денег на помощь валютным заемщикам. Вернее, увеличивающую сумму этой помощи, потому что правительство на самом деле уже нашло деньги для ипотечников (и валютных, и рублевых) и вот-вот предложит свой вариант помощи пострадавшим.
 
Сейчас практически на выходе находится проект соответствующего постановления правительства. 4,5 млрд рублей, которые будут выделены Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), по оценке министра министерства строительства и ЖКХ Михаила Меня, позволят помочь 35 000 семей. Детали еще дорабатываются, но в недавнем интервью радиостанции «Эхо Москвы» министр назвал основные параметры документа. За помощью могут обратиться заемщики, которые докажут, что их доходы существенно снизились за время кризиса. Кредит ими должен быть взят на приобретение единственного жилья, а не инвестиционной квартиры. В течение года они смогут платить банкам сниженный ежемесячный взнос в размере в среднем 60% от прежней суммы. Но потом деньги, потраченные государством, предстоит вернуть по разработанному графику.
 
Сами валютные заемщики критикуют данный подход, и их основные претензии заключаются в том, что в помощи нуждается куда большее число семей. Немногие из них смогут соответствовать критериям для претендентов на помощь (например, не у всех сократились доходы, не все потеряли работу), да и к тому же они считают, что в результате окажутся в еще больших долгах.
 
Чья в данном случае возьмет, удастся ли защитникам валютных заемщиков убедить правительство расширить пакет помощи, предсказать трудно. Представляется, что у правительства более сильные позиции. По крайней мере, сегодня ясно одно – в дальнейшем подобной драмы допускать не следует.
 
Больше никаких долларов и йен
И участники социологического опроса, и сами валютные заемщики говорят, что российским гражданам нельзя брать ипотеку в валюте. Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», тоже считает, что валютных кредитов для физических лиц вообще быть не должно. Ожидать, что «заемщики-физлица будут правильно оценивать валютные риски, абсолютно бессмысленно – в отличие от банкиров обыватели не обязаны разбираться в экономике. И никакие предупреждения и душераздирающие истории в СМИ не гарантируют, что проблема валютных ипотечников когда-нибудь не возникнет вновь, в результате очередного кризиса – как известно, люди учатся исключительно на собственных ошибках», – говорит эксперт. Возможно, запрет нужно установить на законодательном уровне, но он не должен касаться компаний (юрлиц), которые вполне в состоянии просчитывать всевозможные риски. 
 
А в данном случае получилось, что «обыватели» расплачиваются и за макроэкономические, и за геополитические риски, так как причины нынешнего кризиса вызваны тектоническими изменениями в мире, с чем мы еще не сталкивались, по крайней мере, за время существования «новой» России. Сейчас происходит изменение геополитической и макроэкономической картины, считают в аналитическом центре www.irn.ru. (Подробности – в материале «Цены на недвижимость в Москве и Подмосковье в новой макроэкономической реальности».) Этого не предвидели ни политологи, ни экономисты, ни, похоже, сами власти, не говоря уже о несчастных клиентах банков. Так что правы участники опроса www.metrinfo.ru, когда говорят о том, что заемщики не виноваты.
 
Полностью отчет о проведенном исследовании читайте в статье «Народное мнение: валютным заемщикам нужно помочь».
 
Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.
 
Источник: https://www.irn.ru