Объем сделок на первичном рынке Москвы, по данным Росреестра, в марте 2015 года снизился на 35,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Аналитики компании «
Метриум Групп» подсчитали, что снижение количества заключенных договоров долевого участия по итогам первого квартала текущего года составило 47,7% по сравнению с четвертым кварталом 2014 года. Согласно данным статистики, сильно снизились и другие показатели столичного рынка недвижимости.
По итогам марта 2015 года на столичном рынке недвижимости было заключено 1386 договоров долевого участия. Этот показатель выше зафиксированного месяцем ранее на 5,3%, однако на 35,7% уступает аналогичному периоду прошлого года. За весь первый квартал в Москве было заключено 4328 ДДУ. В 2014 году в этот же период было зафиксировано 5380 сделок со строящимся жильем. Таким образом, объем снизился на 19,6%.
При этом если сравнивать с итогами четвертого квартала, когда был отмечен ажиотажный спрос на рынке первичного жилья столицы, то снижение объемов заключенных ДДУ в первом квартале 2015 года составило почти 50% - рынок «просел» на 47,7%. Основной причиной снижения активности покупателей, помимо сезонного фактора, стало резкое повышение ключевой ставки Центробанка в декабре прошлого года и последовавшее за этим увеличение ставок по ипотеке.
В марте текущего года ЦБ произвел коррекцию ключевой ставки, а государство запустило программу субсидирования ставки по ипотеке. Однако на показателях первого квартала эти меры практически не отразились. По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Москве, за первые три месяца 2015 года было зарегистрировано 6747 ипотечных договоров. Это на 24,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. И на 40,8% ниже итогов четвертого квартала 2014 года.
Впрочем, на итоги марта ипотека с господдержкой все же оказала влияние. В первый месяц весны Росреестр произвел регистрацию ипотеки 2766 раз. Это на 21,4% больше, чем в феврале.
Данные: Росреестр
Количество переходов права собственности на недвижимость по итогам 1 квартала также ощутимо снизилось. В период с января по март 2015 года включительно в Москве было зарегистрировано 29 555 переходов. Это на 23,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года и на 25,9% - по сравнению с четвертым кварталом 2014 года.
При этом с начала 2015 года отмечается существенная положительная динамика. Если в январе был зафиксирован исторический минимум за всю историю регистрации перехода права собственности – 5929 сделок, то уже в марте этот показатель увеличился до 12989 сделок, то есть прирост составил 119,1%. Но достичь показателей марта прошлого года все-таки не удалось – снижение произошло на 19,6%.
Данные: Росреестр
«Начало года для столичного рынка недвижимости выдалось очень непростым, - говорит Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп». – Под влиянием выросших ставок по ипотеке объемы сделок существенно сократились, в первую очередь на рынке первичного жилья. После декабрьского ажиотажного спроса в январе нового года количество заключенных договоров долевого участия оказалось на высоком для этого месяца уровне - +34,5% к показателям января 2014 года. Но затем активность покупателей заметно снизилась. Однако своевременные антикризисные меры, принятые российским правительством, позволили несколько стабилизировать ситуацию к концу первого квартала. Вероятнее всего, в ближайшие месяцы положительная динамика сохранится. Мы ожидаем, что с апреля количество сделок на первичном рынке увеличится благодаря ипотеке с господдержкой и будет находиться на уровне второго квартала 2014 года, когда в среднем в месяц регистрировалось по 1700 договоров долевого участия».
«Метриум Групп» - риэлторская и консалтинговая компания, чья деятельность сосредоточена на рынке жилой недвижимости Московского региона, а также Санкт-Петербурга. Входит в пятерку лидеров на первичном рынке жилья по объему продаж. Всего в риэлторском портфеле компании - 5 млн кв.м. проектов. В «Метриум Групп» созданы и используются в работе лучшие среди агентств в Москве инструменты маркетинга: офисы продаж с шоу-румами, программы лояльности, «Фабрика ремонтов».
Кроме этого, деятельность компании отличают два важных стратегических направления работы, по которым не работает ни одна риэлторская и консалтинговая компания в Москве. Первое – организация потоковых продаж через совместные предприятия с застройщиком. На данный момент создано уже три СП с участием «Метриум Групп» и девелопера. Второе – создание ПИФов недвижимости совместно с ведущими банками. Так, «Метриум Групп» выступает стратегическим партнером ЗАО «Сбербанк Управление Активами» (консультант в сфере недвижимости, организация продаж) и инвестором фонда «Сбербанк - Жилая недвижимость», «Сбербанк – Жилая недвижимость 2». Оба фонда созданы с целью инвестирования в новостройки эконом- и комфорт-класса Москвы и Московской области на начальной стадии строительства.