Столичные власти считают, что одержали важную победу – дорожная ситуация в Москве наконец-то улучшилась. Это подтверждают не только данные самих чиновников, но и «пробочный» рейтинг нидерландской компании TomTom, в котором российская столица опустилась на четвертую строчку, пропустив вперед Стамбул, Мехико и Рио-де-Жанейро. К долгожданному результату привел весь комплекс мер – от дорожного строительства до организации платной парковки и ужесточения правил эвакуации. Чей вклад больше, в мэрии не уточняют.
Два года подряд – по итогам 2012 и 2013 годов – Москва лидировала в независимом рейтинге загруженности дорог, который составляет TomTom. Эта нидерладская компания, выпускающая устройства для автомобильной и персональной GPS-навигации, считается одним из самых авторитетных экспертов по дорожному трафику в мире. Индекс TomTom охватывает 200 населенных пунктов и основан на сравнении среднего показателя движения в городе в свободные часы и в период часа пик. В 2012 и 2013 году, согласно данным компании, процент загруженности дорог в Москве составлял 66 процентов. Однако по итогам 2014 года средний уровень заторов снизился до 50 процентов. Сейчас первые строчки в рейтинге TomTom занимают Стамбул, Мехико и Рио-де-Жанейро. А Москва опустилась на четвертое место.
В столичной мэрии отмечают, что такой результат стал возможен благодаря качественному подходу к градостроительной политике, полицентричной модели развития мегаполиса, а также реализации правительством города комплекса мероприятий в сфере организации транспортной инфраструктуры. В первую очередь – созданию платных парковок, зона которых в конце прошлого года расширилась до границ Третьего транспортного кольца. «Еще в 2011 году мы провели исследование дорожной ситуации в столице. Вывод был прост: если прирост числа автомобилей останется прежним, через три года Москву ожидает транспортный коллапс», – говорит глава стройкомплекса Марат Хуснуллин. В итоге власти приняли решение о смене градостроительной политики: резко ограничили строительство в центре и сделали упор на развитии новых территорий. Кроме того, была разработана самая масштабная за последние 20 лет программа дорожно-транспортного строительства, включающая в себя реконструкцию вылетных магистралей, возведение многоуровневых развязок, сооружение внеуличных пешеходных переходов, обустройство боковых проездов, создание выделенных полос для общественного транспорта на ключевых автомагистралях и т.д. «Последние три года в Москве ежегодно сдается более 8 млн кв. метров недвижимости. При этом никакого транспортного коллапса мы не наблюдаем, наоборот, фиксируем снижение загруженности наших дорог. Улучшение дорожной – наша большая градостроительная победа», – подчеркивает господин Хуснуллин.
Всего за четыре года было построено 300 километров дорог, что составляет почти 10% от протяженности всей улично-дорожной сети (УДС) города, а также 86 искусственных сооружений – это развязки, тоннели, мосты. Реконструировано 9 вылетных магистралей и 10 крупных развязок на МКАД. Созданы десятки тысяч машино-мест на УДС и в капитальных паркингах. Ну и главное – введено ограничение на парковку. В центральной части города оставлять автомобили теперь можно только в специально размеченных зонах и за деньги. А все нарушения правил остановки и стоянки жестко контролируются парконами и эвакуаторами.
В 2015 году эта комплексная политика, сочетающая мероприятия по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и упорядочиванию ее использования, будет продолжена. Массово расширять зону платной парковки пока не предусматривается. Но точечные решения возможны. Кроме того, на некоторых улицах появятся новые дорожные знаки «Стоянка только для владельцев парковочных разрешений». (Соответствующий проект постановления подготовлен Минтрансом России.) Там, где установят такие знаки, парковать машину смогут только местные жители, получившие разрешение. Также появится знак «Кроме владельцев парковочных разрешений». Он указывает на то, что действие знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» не будет распространяться на автомобили, владельцы которых имеют резидентное разрешение на парковку. Московские власти рассчитывают также внести поправки в ГОСТы, позволяющие заранее предупреждать автомобилистов о парковке для маломобильных людей с помощью специальной разметки.
Что касается дорожного строительства, то оно, несмотря на кризис, будет продолжено в тех же масштабах, что и в предыдущие годы. Всего на 2015 год запланировано построить 88 км дорог, из которых 5,1 км – в новой Москве.
По итогам первого квартала введено 20 дорожных объектов протяженностью свыше 13 км, что почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Завершено строительство кольцевой дороги на территории «Москва-Сити». Пока открыты отдельные участки, но скоро все кольцо вокруг «Афимолла» запустят в эксплуатацию. По реконструкции Можайского шоссе выполнен и сдан основной объем работ, в ближайшее время объект сдадут полностью. До конца весны планируется завершить работы и открыть движение по эстакаде в составе развязки на пересечении с МКАД. Кроме того, в этом году будет закончена реконструкция Щелковского шоссе и шоссе Энтузиастов, а также завершится модернизация развязок МКАД на пересечении Каширским шоссе, с Ленинским и Рязанским проспектами.
«Щелковское шоссе – единственная вылетная магистраль, со строительством которой возникли трудности, – сетует Марат Хуснуллин. – Несоблюдение сроков реализации проекта (дорогу должны были сдать еще в феврале 2014 года. – «МП») связано с тем, что нам попался проблемный контрагент в лице компании «Трансстрой». По словам главы стройкомплекса, власти хотели было разорвать контракт с нерадивым подрядчиком, но подсчитав, во что выльется переоформление, решили не связываться. «Сейчас буквально тащим реконструкцию на своих плечах, рассчитываем до конца года закончить», – пообещал господин Хуснуллин.
Еще одна проблемная инфраструктурная стройка – Алабяно-Балтийский тоннель, эпопея со сдачей которого продолжается уже два года. Сроки запуска движения по обоим рукавам тоннеля менялись несколько раз. Как и версии отсрочки. Последнюю глава стройкомплекса озвучил на прошлой неделе. По словам Марата Хуснуллина, объект полностью готов, но не может быть открыт для автомобилей, поскольку обанкротившийся подрядчик в лице НПО «Космос» потерял необходимую для госприемки документацию. «Строительная часть Алабяно-Балтийского тоннеля полностью готова, – подчеркнул заммэра, – идет процесс переоформления документов, затем предстоит предъявление объекта Ростехнадзору. Думаю, в июне все эти процедуры с документами мы закончим и тоннель будет запущен уже полноценно».