В последние несколько лет власти всерьез озаботились развитием общественных пространств Москвы: благоустраиваются парки и скверы, создаются пешеходные зоны и т.п. Многие москвичи приветствуют изменения, другие говорят о том, что Москва превращается в вечную стройку, а общественные пространства создаются «под одну гребенку».
Эксперты-урбанисты рассказали, что, на их взгляд, делается правильно, а чего столице все еще не хватает, в ходе онлайн-конференции «Новые городские пространства: как сделать Москву идеальным городом?». На вопросы читателей www.irn.ru отвечали Глеб Витков, преподаватель и руководитель проектов Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, а также Антон Иванов, ведущий архитектор КБ «Стрелка» и руководитель проекта благоустройства улиц вокруг Центрального детского магазина.
Главное – внимание
Обновление городских пространств Москвы началось с приходом Сергея Собянина. В конце 2013 года редакция www.irn.ru опросила экспертов рынка недвижимости о том, какие самые важные изменения произошли на тот момент, а что еще нужно было поменять. Среди наиболее значимых обновлений эксперты тогда назвали появление пешеходных зон, модернизацию парков и развитие общественного транспорта. А из проблем, которые надо решить, называлась, прежде всего, транспортная.
Прошло почти два года, за которые стало очевидно, что команда Собянина продолжает избранный путь. «Москва, как любой столичный город, концентрирует в себе амбиции и планы, которые после реализации становятся примером для всех городов страны. На мой взгляд, в последние годы важен сам факт внимания к городской инфраструктуре со стороны столичных властей, беря в расчет, в каком плачевном состоянии находится большинство площадей и улиц в российских городах, - говорит Антон Иванов. - Главное, что появляется в результате всех этих преобразований, что улицы жителями и гостями города больше не воспринимаются как дороги из точки А в точку Б, а используются как общественные пространства».
Помимо очевидных внешних изменений городских пространств, по мнению Глеба Виткова, важны и функциональные преобразования, например, введение зон платной парковки и появление различных электронных сервисов для населения, в частности, установка сети Wi-Fi в метро.
Дорогу пешеходам
Безусловно, одним из наиболее наглядных изменений является благоустройство улиц. Пешеходные зоны на центральных улицах начали обустраивать в 2012 году, а в прошлом году в Москве стартовал масштабный городской проект «Моя улица». «КБ «Стрелка» подключилось к этой программе только в этом году. Первые улицы, реализованные по нашим архитектурным проектам, можно наблюдать в центре города – это улицы вокруг Центрального детского магазина: Неглинная, Пушечная, Рождественка, Театральный проезд и Большая Лубянка».
Общая протяженность пешеходных зон, которые появились за последние 3 года, превышает 100 км. Было модернизировано почти девять десятков улиц, а в будущем их число должно достигнуть нескольких сотен.
Тем не менее именно с этими преобразованиями зачастую связано недовольство москвичей. «Сейчас уже, по-моему, пол-Москвы перекопали, и она вместо крутого города, который нам обещают, превращается в вечную стройку. Общественные пространства на фоне стройки выглядят не круто», - посетовал в ходе онлайн-конференции один из читателей ИРН.
Парки и зоны отдыха
Другое заметное преобразование – реконструкция парков. Принципы, впервые реализованные в ПКиО им.Горького распространяются на многие другие парки. Однако некоторые читатели IRN.RU беспокоятся о том, что парки становятся похожими друг на друга. «Их насыщают шаблонными фишками, и с каждым годом становится все сложнее и сложнее выделять какие-то их уникальные черты, как это было раньше», - заявила читательница Екатерина.
Между тем, Глеб Витков считает, что такой опасности нет, и парки в целом развиваются в верном направлении. «Основной целью стало превращение парков в места, где приятно находиться. Появилась потребность в создании минимального набора инфраструктуры на территории парков: туалеты, кинотеатры и т.д. – все, что необходимо посетителям для комфортного времяпрепровождения. Поток посетителей увеличился, и далее развитие парков шло по принципу снежного кома: появились инвесторы, спонсоры, которые в совокупности с собственными ресурсами Москвы вдохнули в парки новую жизнь», - отмечает урбанист.
При этом парки, по мнению эксперта, не становятся одинаковыми: «С одной стороны, советские парки тоже были похожими: одни и те же лавочки, зеленые насаждения и прочее. Что касается современных парков, я считаю, что если они и похожи, то скорее по набору функций, но не с эстетической точки зрения. Сегодня парки, как правило, проводят конкурсы на разработку уникального дизайна и поэтому различаются. Сравните, например, Сад Баумана и Парк Горького – внешне они совершенно не похожи друг на друга».
Да и функционал парков заметно различается. Эксперт рассматривает расположенные рядом Парк Горького и Музеон: «Музеон ориентирован на искусство, небольшое количество посетителей, и с развитием Крымской набережной он стал представлять собой островок уникальной природы. Парк Горького заточен на крупных мероприятиях и имеет множество тематических зон, у каждой из которых есть своя аудитория. Недавно был реконструирован парк Садовники. Он уже кардинально отличается от первых двух: это районный парк с минимальной инфраструктурой, куда большая часть москвичей специально не поедет, поэтому он ориентирован на местных жителей».
Одна из читательниц обеспокоена последними изменениями. «Как вы считаете, что будет с Парком Горького после ухода Ольги Захаровой? Вообще со сменой руководства и команды департамента культуры грядут ли изменения в политике по развитию московских парков?» - спрашивает она. «С одной стороны, есть мнение, что нынешняя команда департамента культуры пытается разрушить все, что последовательно создавал Капков (предыдущий руководитель департамента культуры Москвы – прим. ред.). С другой стороны, с уходом Захаровой в Парке Горького мало что может измениться, - считает Глеб Витков. - Есть согласованная концепция развития, бюджеты на ее реализацию никто не отменял, частные инвестиции также никуда не ушли. Кроме того, не стоит забывать, что Парк Горького является центральным и власти заинтересованы в его развитии».
Не только на улице
Теплый сезон в Москве длится не так уже долго, поэтому одних только открытых пространств недостаточно для комфортной жизни в городе. «В Москве, конечно, много возможностей где провести время – парки, какие-то другие пространства, но проблема в том, что они все открытые. Учитывая российский климат, где 9 месяцев зима вперемешку с осенью, это не самый лучший вариант досуга. Остаются только торговые центры? Что можно предложить человеку, который хочет бюджетно провести время, просто погулять по городу?» - спрашивает читательница ИРН Светлана.
Глеб Витков отмечает, что торговые центры сейчас действительно являются популярными местами досуга, поскольку помимо торговых точек, содержат и множество развлекательных возможностей. «Однако, кроме торговых центров, в Москве есть множество других общественных пространств: библиотек, которые в последнее время были реконструированы и теперь представляют собой местные коммьюнити, районных клубов, ДК, выставок и пр.», - отмечает он. К тому же парки предлагают досуг и для холодного времени года. В них организуются катки и другие зимние развлечения.
В отношении домов культуры была реализована комплексная программа реорганизации. «Ярким примером этих изменений является ДК ЗИЛ: в нем и раньше были различные кружки и мероприятия, но теперь их ассортимент заметно вырос, и они стали привлекать больше посетителей, как детей, так и взрослых. Библиотеки тоже стали более открытыми и доступными, был сделан акцент на мероприятия для пользователей, - считает эксперт. - На мой взгляд, важной идеей реорганизации библиотек и ДК стало изменение взаимоотношений между сотрудниками учреждений и посетителями. Посетитель – больше не враг, и главная задача сотрудника заключается в оказании помощи ему. Библиотекарь тоже теперь не барьер для пользователя библиотеки, а скорее хозяин своего дома, который поможет подобрать книгу и подскажет, где можно налить кофе».
Дух города
Некоторые жители скептически относятся к последним городским нововведениям и считают, что они разрушают исторический дух Москвы. Тем не менее Антон Иванов считает, что обновлений бояться не стоит, главное, чтобы они шли в верном направлении: «Важный вопрос – как не дать Москве превратиться в стандартный современный мегаполис со стерильными офисами и торговыми центрами. Возможно, как раз уличное пространство, наиболее восприимчивое к происходящим изменениям, и является зеркалом, современной интерпретацией московского духа. Со всеми изъянами и достижениями последних лет».
Поэтому к преобразованию города важно подключать как профессионалов, так и самих жителей. «Участвовать в городских преобразований должен каждый горожанин. Никто не знает лучше, чем местные жители, о проблемах улицы или района, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. И без диалога с ними качественная городская среда не сложится, - говорит эксперт. - Сложным вопросом является, в какой момент должны подключаться местные жители? На мой взгляд, мнения и запросы горожан могут формировать повестку для профессионалов и лечь в основу технического задания, а вопросы об архитектурных, градостроительных или инженерных решений должны обсуждаться и приниматься профессиональным сообществом».
Чего не хватает Москве
Глеб Витков выделил три наиболее важных проблемы, которые Москве пока лишь предстоит решить. Первая – транспортная несвязанность районов. «Одним из решений данной проблемы станет ввод МКЖД, запланированный на 2016 год. Ее актуальность сегодня под вопросом, но главное ее достоинство состоит в том, что она сможет быстро связать разрозненные территории, - говорит Глеб Витков. - Тем не менее Москве не хватает интеграции метрополитена и поездов пригородного сообщения, как это сделано во многих других городах».
Кроме того, остается актуальной проблема пробок. По мнению Глеба Виткова, ни один мегаполис невозможно полностью избавить от пробок: «Строительство эстакад и широких транспортных полос – это неправильный метод. В него сегодня скорее верят, нежели рассчитывают его эффективность. На деле же строительство подобных дорог приводит к разобщению районов города. По моему мнению, нужно предпринимать альтернативные действия: создавать места приложения труда не только в центре города, но и ближе к окраинам. Также важным мероприятием должен стать дорожный ремонт и создание поперечных связей в городе: соединение новых улиц и их фрагментов, чтобы предоставлять автомобилистам альтернативные пути объезда».
Еще одна проблема – недружелюбный вид большей части жилого фонда в городе. Сейчас застройщиков обязуют вводить новые серии панельных домов, власти пропагандируют квартальный тип планировки. Однако все это касается новых районов, а вопрос о том, как преобразовать старые, остается открытым.