Рынок жилья классов бизнес и элит замрет в ближайшее время, а цены не будут расти. Такое предположение в эфире телеканала «Россия-24» высказал заместитель столичного мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. «Жилье бизнес-класса сейчас несколько притормозилось и, наверное, пока продаваться не будет, как и элитное жилье», — сказал Хуснуллин на прошлой неделе.
Цены в этих сегментах, по его словам, ждет стагнация. «Но резкого снижения <…> не будет», — уточнил заместитель мэра. Он, в частности, объяснил это тем, что владельцы дорогих объектов не особенно торопятся их сейчас продавать, поскольку у них нет в этом острой необходимости. «Рано или поздно стоимость недвижимости в Москве возвращается и даже превышает докризисные отметки», — отметил Хуснуллин.
Московские риелторы и девелоперы отчасти согласились с главой столичного стройкомплекса, однако по поводу рынка дорогих классов жилья в целом они настроены более оптимистично.
Дмитрий Халин, управляющий партнер IntermarkSavills:
— Да, снижается деловая активность, сокращается общее количество покупателей, падает инвестиционный интерес к покупке недвижимости, но основная мотивация состоятельных клиентов — это покупка квартир для длительного проживания с семьей. И эта мотивация по-прежнему актуальна.
Не думаю, что ситуация в сегментах жилой недвижимости бизнес- и премиум-класса столь уж негативна. Конечно, такое жилье не играет доминирующей роли на первичном рынке. Однако в последние три года их доля в общей структуре сделок по договорам долевого участия (ДДУ) стабильно занимает около 20%.
Более того, позитивно настроены и девелоперы, которые работают в высоких сегментах, — сейчас к выходу на рынок готовится порядка десяти новых проектов премиум-класса и примерно такое же количество (только более крупных) бизнес-класса.
Выводы о том, что в ближайшее время произойдет резкий спад спроса на указанную категорию недвижимости, преждевременны. Даже потеряв определенную часть покупателей, которые лишились доходов из-за кризиса, рынок отнюдь не обрушится.
Алексей Белоусов, коммерческий директор Capital Group:
— Деньги на рынке недвижимости по-прежнему есть, пусть в этом кто-то и сомневается. Покупатели жилья бизнес-класса традиционно держат свои накопления в долларах. Сегодня в этом сегменте сформировался отложенный покупательский спрос, активность которого напрямую зависит от курса доллара: события текущего года наглядно подтвердили зависимость покупательского спроса от колебаний курса валют.
Безусловно, экономкласс — самый популярный сегмент в силу массовости и доступности предложения. Однако говорить об инвестиционной привлекательности и последующей ликвидности недвижимости экономкласса не приходится. Оно прежде всего интересно конечному покупателю. Инвесторы в этом сегменте — исключение. Подтверждением является высокий процент ипотечных сделок.
В свою очередь интерес к недвижимости более высокого класса проявляют покупатели, которые располагают собственными средствами для покупки, — и здесь количество ипотечных контрактов совсем небольшое. Именно сегмент классов бизнес и премиум обладает сегодня максимальной инвестиционной привлекательностью. Несмотря на все аргументы против инвестиций в недвижимость, для многих это является единственным способом если не преумножения, то безопасного сохранения средств.
Хотя говорить о каком-то принципиальном повышении активности со стороны покупателя в среднесрочной перспективе не приходится.
Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group:
— Полной стагнации рынка элитного жилья не произойдет. Аудитория покупателя высокопремиальных объектов сужается. Но одновременно в Москве уменьшается количество объектов. На рынке de luxe сегодня практически осталось только два системных девелопера — компании Vesper и «AP-Девелопмент». Цены на такое жилье по-прежнему будут высокими. Покупатели с бюджетами в $30–50 тыс. за 1 кв. м есть, хотя их уже и не так много.
Можно отметить усиление конкуренции внутри самого рынка дорогого жилья — между премиальными классами и бизнес-классом хорошего качества. Спрос постепенно мигрирует в более низкие сегменты, где застройщики предлагают объекты с устраивающими покупателей потребительскими характеристиками.
Алексей Трещев, директор по городской и загородной недвижимости Knight Frank:
— Говорить о закате рынка элитной недвижимости преждевременно. Этот рынок всегда и везде является одним из самых стабильных. В кризис, как известно, в первую очередь наиболее уязвимы потребители среднего класса.
Большинство наших клиентов [элитного рынка] хранили свои сбережения в валюте, и на фоне резкого удешевления российской национальной валюты они оказались в выигрышном положении.
Хотя, безусловно, новые экономические реалии заставляют и покупателей, и девелоперов адаптироваться к изменившимся условиям. Сейчас на рынке наблюдается явная тенденция к уменьшению бюджетов покупки. Застройщики уже отреагировали на это снижением метражей квартир: с августа 2014 года по август 2015-го средняя площадь квартир в элитных новостройках снизилась на 8% и составила 138,9 кв. м.
Увеличилась доля спроса на квартиры и апартаменты в новостройках стоимостью до $1 млн — в 6 и 2,5 раза соответственно. Доля сделок с дорогими квартирами на протяжении текущего года оставалась неизменной (11–13% от общего числа проданных квартир). В сегменте апартаментов в третьем квартале 2015 года впервые с начала года были проданы апартаменты стоимостью более $5 млн (два объекта).
В результате, даже несмотря на активность покупателей прошедшим летом и увеличение числа продаж, суммарный объем сделок в июне — августе оказался на 6% меньше аналогичного прошлогоднего показателя — он составил $422,6 млн.
Денис Попов, управляющий партнер Contact Real Estate:
— Стоит отметить, что «элитка» не пропадала как класс ни в один из кризисов. Сегодня, по нашим аналитическим данным, продажи идут лучше среднего, особенно в достойных проектах с высокой строительной активностью, хорошей локацией и инвестиционно привлекательными рублевыми ценами.
Конечно, есть проекты, которые по тем или иным причинам изначально стали провальными, и для них кризис только усугубил ситуацию. Однако многие застройщики, ориентированные на премиальный и элитный сегменты, продолжают вести продажи, в том числе за счет гибкого подхода к ценообразованию.
В то же время понятно, что для города наиболее важным сегментом всегда был и будет экономкласс как наиболее массовый. Этот сегмент обеспечивает город большими объемами строительства и площадей. Острый вопрос о выживаемости строительного сектора обеспечивается продажами именно в экономклассе. Тысячи людей получают жилье или рабочие места, обеспечивается загрузка смежных отраслей.