Девальвация национальной валюты, щедрость застройщиков и изменение налогового законодательства поддержали спрос на новостройки в декабре 2015 года – первой половине января 2016-го. Но он все равно был в 2-2,5 раза ниже, чем год назад. Валютные антирекорды утратили новизну и более не могут подвигнуть россиян на ажиотажное инвестирование в недвижимость. Тем более что и финансовые возможности потенциальных покупателей к ажиотажу совсем не располагают, рассказали риелторы и застройщики редакции IRN.RU.
Спрос активный, но без ажиотажа
В декабре столичный Росреестр зарегистрировал 2 835 договоров долевого участия в строительстве жилья (ДДУ) – на 10,4% меньше, чем в конце 2014 года, но зато на 77,1% больше, чем в ноябре 2015-го. Большинство участников рынка, опрошенных редакцией IRN.RU, взрывного роста продаж не наблюдали и объясняют статистику Росреестра скорее техническими причинами. Тем не менее московские риелторы и застройщики дружно отмечают, что конец прошлого года и начало нынешнего оказались относительно активными с точки зрения спроса на новостройки.
«К нам в офис приходили клиенты даже 30 и 31 декабря, осматривали объекты, подписывали договоры. Кто-то стремился успеть зафиксировать скидку, кто-то конкретный лот, инвесторы хотели закрыть сделку до 31 декабря в том числе и по причине вступления нового закона по налогообложению (с 1 января для освобождения от уплаты налога на прибыль с продажи квартиры нужно владеть недвижимостью в течение пяти лет, а не трех, как раньше – прим. ред.)», - говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп».
«Подливали масло в огонь» и новости с международной политической арены, добавляет Владимир Богданюк, руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet. По его словам, ряд потенциальных покупателей предпочли решить такой серьезный вопрос, как покупка жилья, до конца года, поскольку «непонятно, что будет в следующем году».
У «Метриум Групп» спрос в декабре был на уровне ноября, в «ИНКОМ-Недвижимости» и «Мегаполис-Сервисе» - превысил ноябрьский уровень на 20%. «НДВ-Недвижимость» сообщила о росте спроса на 30-40% по сравнению с началом осени. В ЖК «Ривер Парк» продали в декабре на 24% больше метров, чем месяцем ранее. В ООО «Новые Ватутинки» сообщили о двукратном росте спроса по сравнению с ноябрем - в конце года застройщик вывел на рынок два новых корпуса на самом начальном этапе строительства, и примерно 2/3 квартир в декабре были куплены именно в новых домах – по стартовым ценам.
Новогодние каникулы участники рынка также провели плодотворно. Активность клиентов даже превысила наши ожидания, говорит председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова. По ее словам, покупателей в основном стимулировали два фактора – действующие новогодние акции и стремительно приближающийся срок окончания программы субсидирования ипотечных ставок.
«Пока нет ясности, будет она (госпрограмма субсидирования ипотечных ставок – прим. ред.) продлена или нет, и, соответственно, те покупатели, которые запланировали приобретение квартиры с использованием ипотечных средств, стараются успеть воспользоваться льготной ипотекой», - поясняет Даниил Селедчик, генеральный директор компании «Эталон-Инвест».
Кроме того, из-за обвала рубля и ограничения полетов в Египет и Турцию многие москвичи вместо зарубежных поездок предпочли заняться решением квартирного вопроса. «Свою роль сыграли и жестокие морозы – гулять по украшенной Москве было некомфортно, зато было много свободного времени для подбора недвижимости и поездок в офисы продаж», - добавляет Доброхотова.
Дмитрий Пантелеймонов, директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп», также доволен январскими продажами, хотя они и были меньше декабрьских по причине относительно высокого уровня активности покупателей в преддверии Нового года и длительных праздников. При этом по сравнению с началом января прошлого года рост спроса в проектах компании составил около 20%. «Это также объяснимо: в начале прошлого года рынок практически «замер» из-за поднятия ключевой ставки до 17% и последовавшей приостановки ипотечных программ», - говорит Пантелеймонов.
Впрочем, по оценке генерального директора АН «Century 21 Еврогруп Недвижимость», партнера КР «Мегаполис-Сервис» Петра Машарова, в целом по рынку Подмосковья спрос в первой половине января упал примерно на 20% по сравнению с декабрем, вернувшись к уровню ноября.
Как отмечает гендиректор IKON Development (ЖК «Новый Зеленоград») Евгения Акимова, в январе первичных обращений в компанию было меньше, чем вторичных. По ее мнению, это свидетельствует об активизации отложенного спроса, в том числе со стороны валютных вкладчиков, стремящихся зафиксировать максимальную прибыль на фоне резкого ослабления рубля и перейти в другой актив.
Здесь надо отметить, что, хотя очередной виток девальвации национальной валюты в декабре-январе подогрел интерес наших соотечественников к недвижимости, ничего подобного ажиотажу конца 2014 г. в этот раз не было. «Если год назад была настоящая паника (из-за девальвации рубля – прим. ред.), то сейчас люди фактически уже привыкли к такому стрессовому сценарию, - подчеркивает Мария Литинецкая. - <…> По сравнению с ажиотажным декабрем 2014 года продажи были ниже как минимум в 2-2,5 раза».
Примерно такие же цифры приводят и другие риелторы. По словам директора департамента новостроек компании «ИНКОМ-Недвижимость» Юлиана Гутмана, число обращений потенциальных клиентов в декабре 2015-го сократилось в 2,6 раза относительно декабря 2014 года. По сравнению с январем 2015-го спрос просел почти в два раза. Петр Машаров также говорит о двукратном падении спроса относительно декабря 2014 года, «когда новое жилье разлеталось как горячие пирожки».
По сравнению с концом «нормального» 2013 года активность покупателей в декабре 2015-го также снизилась: на 40% - по подсчетам «ИНКОМ-Недвижимости», на 10% - в «Метриум Групп».
Причина банальная - падение реальных располагаемых доходов населения на фоне негативной макроэкономической ситуации, отмечает ведущий специалист департамента консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья» Екатерина Артемова. «Живых» денег для вложений у покупателей осталась немного», - поясняет Владимир Богданюк, руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet.
Напомним, по данным Росстата, реальные зарплаты в 2015 году сократились на 9,5%, потребление – на 10%, ВВП – на 3,7%.
Скидки - главный двигатель торговли
Одним из основных драйверов спроса в конце 2015 года стали щедрые скидки на новостройки, едины во мнении практически все участники рынка. «Застройщики (в декабре – прим. ред.) расширили возможности приобретения жилья и предложили выгодные спецпредложения для покупателей», - отмечает первый заместитель генерального директора компании «НДВ-Недвижимость» Яна Сосорева. По оценке Надежда Коркка, генерального директора агентства «Бон Тон», акции и скидки обеспечивают рост числа сделок на 20-40% в зависимости от проекта.
«В ноябре-декабре 2015 года скидки можно было назвать беспрецедентными, они достигали показателей 20-25% на ряд квартир при оплате 100% и при использовании ипотеки», - отмечает директор департамента новостроек компании «ИНКОМ-Недвижимость» Юлиан Гутман. (Впрочем, в середине лета на фоне острого дефицита покупателей скидки на квартиры в новостройках также достигали 20-25%.)
Средний размер скидок в конце 2015 года, по словам Гутмана, составлял 7-10%. Для сравнения: в декабре 2013 года новостройки продавались со скидкой 2-3% в среднем, а максимальные дисконты редко превышали 5%.
А год назад, в ноябре-декабре 2014 года, застройщики вообще отказывались от дисконтов и повышали цены. «Известны случаи, когда клиент приходил в офис продаж с чемоданом денег и просил подобрать ему квартиру. Многие девелоперы и вовсе пересматривали прайс по несколько раз в день. Сегодня же покупательская активность вынуждает девелоперов предоставлять скидки и минимально повышать цены», - подчеркивает управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая.
Относительно январской динамики скидок мнения риелторов разошлись. В январе 2016 года во многих проектах новогодние акции закончились, и размер скидок уменьшился до стандартных 3-4% при единовременной оплате или ипотеке, говорит Литинецкая. По словам генерального директора компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Натальи Шаталиной, в январе скидки снизились до 5-10% против декабрьских 15%. Владимир Богданюк оценивает актуальный размер дисконта в сегменте доступного жилья в 3-7%, более дорогого – в 10-15% и выше.
Екатерина Артемова приводит другие данные: «В начале 2016 года в большинстве проектов сохранились эксклюзивные новогодние акции и специальные предложения, как на ограниченный пул квартир, так и на целые корпуса, варьирующийся от нескольких процентов до 15-20% (в зависимости от компании и характеристик проекта)».
«Основной диапазон скидок – 3-10%, при этом бонусы, как правило, дифференцированы. К примеру, в ЖК «Маяк» в Химках в рамках акции «В 2016-й – 16%» на все квартиры снижена цена на 1%, на определенный объем квартир любой комнатности действует скидка 7%, и всего 16 лотов предлагаются со скидкой 16%», - рассказывает Ирина Доброхотова.
Самые большие скидки, как правило, предоставляются на проекты, цены на которые были изначально завышены, предупреждает Надежда Коркка. «В московском бизнес-классе дисконт мог достигать 15%, при этом ввиду того, что этот сегмент более гибкий, покупатели могли рассчитывать на дополнительные индивидуальные условия, рассрочку, бонусы и пр.», - добавляет она.
Что касается доли новостроек, квартиры в которых продаются со скидками, то, по данным риелторов, таковых на рынке московского региона сейчас 80-90%. «Исключение – проекты, вышедшие на рынок в декабре, стартовые цены в которых более низкие относительно всего имеющегося предложения, - отмечает Надежда Коркка. - При этом, что немаловажно, если раньше скидки предлагались покупателям, как правило, после очередного повышения стоимости квадратного метра, то сегодня мы наблюдаем совершенно другую ситуацию».