Девелоперы сегодня стремятся создать запоминающийся и комфортный дом с удобными планировками. На какие архитектурные эксперименты идут застройщики, чтобы привлечь своего покупателя, будем разбираться совместно с нашими экспертами. В представленной статье рассмотрим общие тенденции в архитектуре последних лет, а в дальнейшем остановимся более подробно на необычных проектах новостроек Москвы и Санкт-Петербурга.
Революция в архитектуре
Одна из главных целей застройщиков (в последние 5 лет) при разработке архитектурных проектов – это создание ощущения уникальности жилого комплекса. В связи с этим сегодня редко встретишь типовые решения прошлых лет, даже если речь идет о проектах эконом-класса с уже знакомыми покупателю форматами, девелоперы стараются использовать яркие цветовые гаммы. По словам Андрея Колочинского, управляющего партнера ГК «ВекторСтройФинанс», в последние годы более 80% жилых комплексов возводятся по монолитной технологии, которая предоставляет большой простор для фантазии архитектора.
Стараясь выделить свой комплекс на фоне конкурентов, застройщики используют нестандартные решения, приглашая известные архитектурные бюро и именитых архитекторов, нередко последними выступают зарубежные «звезды». Громкие имена, которые раньше в основном отвечали за облик высокобюджетных жилых или коммерческих проектов сегодня берутся за создание пейзажа жилых комплексов даже массового сегмента.
Особое внимание уделяется облику мест общего пользования и входных групп. Они стали не только красивее за счет использования светопрозрачных конструкций, но и функциональнее. Все чаще входные группы первых этажей монтируются на уровне земли, чтобы облегчить проход в здание мамам с колясками и маломобильным группам населения.
В последние два года произошла настоящая «качественная революция» с точки зрения архитектуры современных новостроек, считает Василий Осипов, директор по строительству IKON Development. Если еще пару лет назад внешние стены дома были просто оштукатурены или облицованы кирпичным фасадом, то сейчас активно используются навесные фиброцементные панели – надежные материалы, которые к тому же легко монтируются. Одновременно навесные панели позволяют создать современный и долговечный облик дома. А их главное преимущество заключается в том, что фасад можно отремонтировать модульно: если треснула одна плитка, нет необходимости менять его полностью. Мокрые фасады (штукатурка) не подразумевают локального ремонта. Подобрать штукатурку в цвет практически невозможно. Поэтому если поврежден даже небольшой участок, придется полностью перекрашивать всю стену. Таким образом, фасады зданий в последние годы стали не только более индивидуальными, но и практичными, что не менее важно.
По наблюдению Ильи Машкова, руководителя архитектурной мастерской «Мезонпроект», сегодня в моде неоклассические или оригинальные фасады. Любой намек на набившие оскомину «тиражные» фасады панелек снижает спрос.
С этим мнением согласна и Екатерина Коган, руководитель департамента маркетинга семейства компаний KASKAD Family. По ее словам, еще 2 года назад повышенный интерес наблюдался к проектам с классической и неоклассической архитектурой, но сейчас покупательский спрос смещается в сторону более современных стилей. С одной стороны, потребитель пока не готов к хай-теку, с другой, классика становится менее востребованной, поэтому необходимо тщательно продумывать архитектуру, искать новые формы и линии.
Василий Осипов полагает, что сегодняшние застройщики придерживаются стратегии минимализма. Современная архитектура лаконичная, и одновременно яркая. В моде здания с использованием стекла и металла.
Однако, на взгляд Виктора Прокопенко, директора по продажам Sezar Group ажиотаж на «модное» – стеклянные фасады, минимализм, оригинальную геометрию постепенно сходит на нет. Стало ощутимо меньше разноцветной мозаики. Если три-пять лет назад цветовая гамма была представлена всеми цветами радуги, то сегодня преобладают природные тона. По его мнению, это правильно: выбирая квартиру для жизни, люди ищут не новых ощущений, как, например, при выборе гостиницы на время отпуска. Им важно, чтобы она гармонировала с представлениями о том, каким должен быть дом. А для большинства дом – это место, где всегда уютно, хорошо и спокойно.
В угоду покупателю
Сегодняшний рынок – это рынок покупателя, считает Елена Андронова, руководитель пресс-службы TEKTA GROUP. В условиях большого количества предложений клиенты стали весьма избирательны. После стоимости квадратного метра и расположения проекта, важность приобретают качественные характеристики – уникальные архитектурные решения, внутреннее исполнение жилого комплекса, а также функциональность квартир. И выбор складывается из совокупности факторов, поэтому, чем полнее застройщик будет учитывать все пожелания, тем больше вероятность, что именно его проекты будут востребованы. С этим мнением согласна и Екатерина Коган, по ее словам, клиенты сейчас стали более требовательными к жилью, в том числе и к архитектурному облику. Если раньше покупателей эконом-класса интересовала только цена, то в настоящее время люди задумываются о внешнем облике проектов и материалах строительства. Эстетика стала одним из важных параметров при покупке жилья. Именно поэтому в последнее время девелоперы стали уделять все больше внимания архитектурной составляющей проектов.
Внешняя архитектура проекта имеет непосредственное влияние на принятие решения о покупке, и, следовательно, и на темпы продаж. Фасадное решение – это «витрина» проекта: один взгляд, и человек понимает, хотел бы он «примерить» на себя жизнь в таком доме или нет, отмечает Виктор Прокопенко. Дальше покупатель оценивает проект дворового пространства, входных групп, и только потом смотрит квартиры, планировочные решения, интересуется ценой. Конечно, нельзя однозначно сказать, что выбор дома – это заслуга исключительно внешнего облика. Но совершенно точно архитектура является важным признаком, по которому целевая аудитория идентифицирует проект на соответствие своим ценностям.
На взгляд Николая Переслегина, архитектора и партнёра бюро Kleinewelt Architekten, является очевидным, что качество облика напрямую влияет на стоимость и на комфортность проживания, на настроение и мироощущение человека, на его душевное состояние, на все, что происходит в его жизни.
Василий Осипов обращает внимание, что архитектура также работает как инструмент рекламы и продвижения. Яркий фасад вызывает первоначальный интерес, что автоматически расширяет потенциальный круг клиентов. Особенно это актуально для проектов, расположенных недалеко от главных магистралей столичного региона. Потенциальный клиент может и не заметить, например, баннер у дороги, зато точно обратит внимание на яркий фасад дома, который выделит его на фоне десятков других новостроек по дороге на работу или домой.
Сегодняшний покупатель новостройки выбирает не квартиру, а новое качество жизни. И ему принципиально важно чтобы вся территория жилого комплекса: паркинг, двор, входная группа и т.д. соответствовала системе его ценностей.
Сколько стоит уникальность
Доля расходов на уникальный архитектурный проект в общем объеме инвестиций сравнительно небольшая и составляет порядка 3-5% в среднем по рынку, отмечают опрошенные эксперты. Однако в зависимости от конкретного жилого комплекса этот показатель может существенно изменяться. Безусловно, столь небольшая расходная статья окупается и дает значимый психологический эффект: повышает узнаваемость комплекса, помогает сформулировать концептуальный посыл покупателю. В любом случае, если такой инструмент, как уникальный внешний облик жилого комплекса, был бы излишне дорогим, то его не взяли бы на вооружение практически все девелоперы.
Удорожание проекта зависит от используемых нестандартных архитектурных решений, считает Елена Андронова. Если в проекте применяются концептуальные оригинальные архитектурные элементы, удорожание может составлять порядка 30-50%. В этом случае можно говорить о высококлассных проектах, где интересная и уникальная концепция используется в качестве конкурентного преимущества. Красота в архитектуре обычно требует финансовых вложений, потому что для ее создания необходима высокая квалификация и дорогостоящие материалы. Если же говорить о более простых архитектурных особенностях, то стоимость такого проекта будет не более чем на 10% выше стандартного.
Здания будущего
Высокая конкуренция на рынке жилья способствует архитектурному разнообразию новостроек, которое проявляется не только в ярких цветовых решениях, но и нестандартных конфигурациях самих зданий с фасадами неправильной формы (круглой, треугольной и пр.). Однако вряд ли рынок жилья пополнится в ближайшие годы новыми архитектурными шедеврами, с точки зрения нестандартной конфигурации, большинство застройщиков будут работать именно с колористкой. По словам Василия Осипова, на это есть как минимум две причины. Первая – процесс согласования фасадного решения. Каждый застройщик готовит и согласовывает альбом АГО (архитектурно-градостроительный облик), где представлены архитектурно-планировочные решения. Далее проект должен быть одобрен территориальным Управлением архитектуры. На данном этапе оценивается, в том числе колористка проекта. Важно, чтобы жилой комплекс был гармонично вписан в уже сложившуюся среду или ландшафт. Если Управлению покажется, что фасады слишком «скучные» или, наоборот, чересчур «кричащие», то девелоперам придется переделывать проект. Учитывая, что власти решили максимально уйти от типовой застройки, полагаю, девелоперы будут искать «золотую середину» между себестоимостью строительства жилого комплекса и его архитектурным решением, чтобы успешно проходить этапы согласования.
Вторая причина развития архитектуры именно с точки зрения колористки, а не новых конфигураций здания – больший выход полезных площадей. Если девелопер проектирует какие-то совсем нестандартные формы здания – круглые, зигзагообразные фасады, то выход полезных площадей сокращается до коэффициента 0,5-0,6. В идеале коэффициент должен быть равен 0,7- 0,75. Учитывая, что некоторые девелоперы уже работают на грани себестоимости, представляется маловероятным их желание проектировать здания нестандартной конфигурации.
Андрей Колочинский имеет на этот счет другое мнение, он полагает, что девелоперы еще долго будут соревноваться в изяществе и разнообразии, красоте внешнего облика жилых комплексов. Причина – острая конкуренция и возросшие аппетиты покупателей, которые предъявляют ко всем качественным характеристикам зданий более жесткие требования, чем пять-десять лет назад. Чем больше будет на рынке предложения, тем более причудливые и, может быть, даже авангардные проекты будут предлагать искушенным клиентам застройщики.
Виктор Прокопенко уверен, что здания будут становиться все более продуманными: и с точки зрения внешнего облика, и по своим функциональным характеристикам. Наверняка появятся новые современные и экономичные материалы. Возможно, следующий технологический прорыв следует ожидать в применении «сменных фасадов», которые легко и недорого менять каждые 15-20 лет. В любом случае, результат, к которому все стремятся – максимальная естественность и красота. Успешной признается архитектура, которая сочетает технологии, качество и изысканность формы.