Постановление № 76-ПП О третьем этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

от 10 февраля 2009 г. N 76-ПП

О третьем этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2011 гг. и заданиях до 2015 года

(в ред. постановлений Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1355-ПП, от 02.02.2010 г. № 88-ПП, от 11.05.2010 № 376-ПП)

В целях дальнейшей реализации в городе Москве задач, поставленных в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", Среднесрочной жилищной программы "Москвичам - доступное жилье" на период 2007-2009 гг. и заданий на 2010 год, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 23 января 2007 г. №24-ПП, в соответствии с Концепцией формирования в городе Москве сети бездотационных домов для предоставления жилых помещений гражданам по договорам найма, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. № 708-ПП, а также городской целевой программой "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2007 г. № N 778-ПП, и постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. № 994-ПП "О втором этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2006-2008 гг." Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить третий этап Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2011 гг. и задания до 2015 г. (далее - Программа) согласно приложению 1.

2. Установить, что:

2.1. Действие третьего этапа Программы, включая предусмотренные в целях его выполнения объемы и механизмы использования жилой площади, а также весь комплекс мер поддержки молодых семей при приобретении ими жилого помещения с помощью города Москвы, распространяется на следующие категории семей граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.:

- ожидающие рождение ребенка (при представлении справки о беременности сроком не менее 28 недель);

- усыновившие (удочерившие) несовершеннолетнего ребенка;

- имеющие ребенка в возрасте до пяти лет (включительно);

- имеющие трех и более несовершеннолетних детей или ребенка-инвалида.

2.2. Предоставление жилых помещений молодым семьям из числа граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, производится в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы, и с учетом количества молодых семей, признанных до 1 марта 2005 г. нуждающимися в улучшении жилищных условий и подавших заявление на участие в Программе.

2.3. Обеспечение жильем участников Программы осуществляется в пределах ресурсов жилой площади, предусматриваемых на эти цели программой обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на соответствующий год.

2.4. Право приобретения жилого помещения в рамках Программы предоставляется участникам Программы только один раз.

2.5. При приобретении (строительстве) жилых помещений участниками Программы может быть использован материнский (семейный) капитал в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862 "О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий".

2.6. Действие настоящего постановления в части определения размера льгот при списании части задолженности за приобретаемое в рамках Программы жилое помещение или при расчете его выкупной стоимости распространяется на договоры купли-продажи жилых помещений, подлежащие заключению на основании правовых актов органов исполнительной власти города Москвы, принятых с 1 января 2009 г.

2.7. Выбор управляющих организаций в домах, заселяемых в рамках третьего этапа Программы, осуществляется в установленном законодательством порядке.

2.8. В целях организации бытового и культурно-досугового обслуживания молодых семей при проведении в установленном порядке конкурсов на право заключения договоров аренды нежилых помещений, относящихся к собственности города Москвы и расположенных в домах, возводимых в рамках третьего этапа Программы, целевое назначение помещений определяется с учетом предложений молодых семей.

2.9. Нежилые помещения в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы оформляются в имущественную казну города Москвы в установленном порядке.

3. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющему Комплекс социальной сферы города Москвы обеспечить ежегодное формирование перечня учреждений для организации работы с населением по месту жительства по согласованию с территориальными органами власти города Москвы и представление его в Департамент имущества города Москвы для оформления нежилых помещений в пользование в установленном порядке.

4. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы:

4.1. Ежегодно при разработке предложений в программу обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями уточнять объемы площади жилых помещений, направляемых на выполнение настоящей Программы, с учетом количества поданных заявлений молодых семей на участие в Программе и в рамках предельных объемов, устанавливаемых Среднесрочной программой жилищного строительства в городе Москве.

4.2. Выступить в качестве государственного заказчика и головного исполнителя - координатора Программы.

4.3. Обеспечить приоритетное рассмотрение заявлений молодых семей о предоставлении им в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

4.4. Выступить в качестве уполномоченной организации от лица города Москвы и подписывать с уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации договоры, соглашения и другие документы для реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675.

4.5. В течение трех месяцев после вступления в силу настоящего постановления внести на рассмотрение Правительства Москвы проект правового акта, предусматривающий внесение изменений в распоряжение Правительства Москвы от 18 августа 2003 г. №  1467-РП "Об организации управления жилищным фондом города Москвы в рамках Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" и постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" в части уточнения возложенных на Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московской городской Центр арендного жилья" функций на период реализации третьего этапа Московской программы "Молодой семье - доступное жилье".

4.6. Совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы до 1 января 2012 г. внести в Правительство Москвы предложения о порядке оказания участнику городских жилищных программ поддержки из бюджета города Москвы при погашении части задолженности по ипотечному кредиту, полученному для приобретения жилого помещения из жилищного фонда города Москвы, при рождении (усыновлении) ребенка.

4.7. Подготовить в первом полугодии 2009 г. проект правового акта города Москвы, предусматривающего выделение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, собственность на которые в пределах административных границ города Москвы не разграничена и которые могут быть использованы для жилищного строительства, исключительно для строительства жилья в рамках городского заказа и представить его Мэру Москвы для внесения в Московскую городскую Думу в установленном порядке.

5. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющему Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы совместно с Департаментом городского заказа капитального строительства города Москвы обеспечить строительство жилья на территории города Москвы для решения общегородских социальных задач, в том числе для выполнения Программы, в объемах, установленных прогнозом социально-экономического развития города Москвы до 2012 года, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 640-ПП.

6. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющему Комплекс социальной сферы города Москвы, совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы обеспечить взаимодействие с уполномоченными органами власти Московской области по вопросу обеспечения на уровне, установленном в городе Москве, социальной поддержки жителей города Москвы, которым предоставлялась такая поддержка в установленном порядке по месту жительства в городе Москве, и получающих жилье на территории Московской области в рамках программы обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями, в том числе сохраняющих регистрацию по месту жительства в городе Москве.

7. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющему Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы:

7.1. Обеспечить при разработке градостроительных планов развития территорий города Москвы соблюдение установленных нормативов по обеспечению жилых домов объектами социальной и транспортной инфраструктуры, а также доступность таких объектов инфраструктуры для граждан с ограниченными физическими возможностями.

7.2. Обеспечить взаимодействие с уполномоченными органами власти Московской области по реализации указанных мер (п.7.1) при строительстве домов по городскому заказу на территории Московской области.

8. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы, Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, префектурам административных округов города Москвы осуществлять информирование молодежи Москвы о механизмах поддержки молодых семей в жилищной сфере, предоставляемых Программой, а также иных способах улучшения жилищных условий.

9. Создать Рабочую группу по реализации Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" при Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее - Рабочая группа) для решения организационных, хозяйственных, социально-бытовых и иных вопросов, а также разрешения проблемных ситуаций, возникающих в рамках реализации Программы.

10. Утвердить Положение о Рабочей группе (приложение 2).

11. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющему Комплекс социальной сферы города Москвы в I квартале 2009 г. утвердить состав Рабочей группы (п.9).

12. Внести изменения:

12.1. В постановление Правительства Москвы от 6 июля 2004 г. № 461-ПП "О Порядке списания части долга участникам Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2003-2005 годы за предоставленное по договору купли-продажи с рассрочкой платежа жилое помещение при рождении в их семьях детей" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. № 994-ПП, от 14 марта 2006 г. № 171-ПП, от 2 мая 2006 г. № 306-ПП):

12.1.1. В пункте 1.1 приложения к постановлению исключить слова "постановлений Правительства Москвы от 1 октября 2002 года № 805-ПП и от 13 декабря 2005 года № 994-ПП, утвердивших первый и второй этапы".

12.1.2. Второй дефис пункта 2.1 приложения к постановлению дополнить словами ", и при соблюдении условия включения указанного количества детей в договор в качестве членов семьи.".

12.1.3. Приложение к постановлению дополнить пунктом 2.6 в следующей редакции:

"2.6. Для договоров купли-продажи жилых помещений, подлежащих заключению на основании правовых актов органов исполнительной власти города Москвы, принятых с 1 января 2009 г., размер льгот при списании части задолженности за приобретаемое в рамках Программы жилое помещение или при расчете его выкупной стоимости определяется следующим образом:

2.6.1. Размер долга, подлежащий списанию, при рождении (усыновлении) в семье ребенка равен стоимости по договору 30% площади жилого помещения, но не может превышать остатка невыплаченной стоимости жилого помещения.

2.6.2. Семье, имеющей до подписания сторонами договора купли-продажи трех и более детей, производится единовременное списание в размере стоимости по договору 30% площади жилого помещения.

2.6.3. Семья, имеющая до подписания сторонами договора купли-продажи с рассрочкой платежа трех и более детей и воспользовавшаяся льготой по списанию 30% площади жилого помещения, вправе воспользоваться также льготой по списанию при рождении (усыновлении) ребенка в данной семье в период действия договора в установленном порядке.".

12.1.4. В пункте 3.3 приложения к постановлению слова "п.2.3" заменить словами "п.2".

12.2. В постановление Правительства Москвы от 23 января 2007 г. № 24-ПП "О Среднесрочной жилищной программе "Москвичам доступное жилье" на период 2007-2009 гг. и задании на 2010 год" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 1 апреля 2008 г. № 248-ПП и от 26 августа 2008 г. № 774-ПП):

12.2.1. Дополнить пункт 1 раздела 5 части V приложения к постановлению абзацем в следующей редакции:

"Для договоров купли-продажи жилых помещений, подлежащих заключению на основании правовых актов органов исполнительной власти города Москвы, принятых с 1 января 2009 г., установить льготу, связанную с определением выкупной стоимости жилого помещения при подписании договора купли-продажи за вычетом 30% из площади жилого помещения, для семей, принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 г. и имеющих трех и более несовершеннолетних детей.".

12.2.2. Дополнить пункт 2 раздела 5 части V приложения к постановлению абзацем в следующей редакции:

"Для договоров купли-продажи жилых помещений, подлежащих заключению на основании правовых актов органов исполнительной власти города Москвы, принятых с 1 января 2009 г., льгота в виде списания части задолженности при рождении (усыновлении) в семье ребенка в период действия договора составляет 30% стоимости площади жилого помещения, но не может превышать остатка невыплаченной стоимости жилого помещения.".

12.3. В постановление Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 607-ПП "Об организации продажи с рассрочкой платежа жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы":

12.3.1. В дефисе втором пункта 3 постановления слова "до 10 лет" заменить словами "до 15 лет".

12.3.2. В пункте 8 приложения к постановлению слова "до 10 лет" заменить словами "до 15 лет".

13. Признать утратившими силу:

13.1. Постановление Правительства Москвы от 12 февраля 2002 г. № 118-ПП "О первоочередных мерах по обеспечению прав молодых семей на жилище".

13.2. Распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 5 февраля 2003 г. № 55-РЗМ "О создании рабочей группы по реализации Московской программы "Молодой семье - доступное жилье".

13.3. Распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 6 сентября 2006 г. № 184-РЗМ "О внесении изменений и дополнений в распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 5 февраля 2003 г. № 55-РЗМ".

13.4. Распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 7 ноября 2007 г. № 157-РЗМ "О внесении изменений и дополнений в распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 5 февраля 2003 г. № 55-РЗМ".

14. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.

15. Настоящее постановление подлежит опубликованию в установленном порядке.

16. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Приложение 1 к постановлению

Правительства Москвы 

от 10 февраля 2009 г. № 76-ПП

ТРЕТИЙ ЭТАП МОСКОВСКОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ -  ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2009-2011 ГГ. И ЗАДАНИЯ ДО 2015 Г.

(в ред. постановлений Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1355-ПП, от 11.05.2010 N 376-ПП)

Оглавление

ЧАСТЬ I. ПАСПОРТ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА МОСКОВСКОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2009-2011 ГГ. И ЗАДАНИЯ ДО 2015 Г.

ЧАСТЬ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

ЧАСТЬ III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Цель и задачи третьего этапа Программы

Раздел 2. Улучшение жилищных условий молодых семей с использованием жилищного фонда города Москвы и бюджетных средств

Подраздел 1. Общие положения

Подраздел 2. Улучшение жилищных условий молодых семей путем найма жилых помещений в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы

Подраздел 3. Улучшение жилищных условий молодых семей путем приобретения жилья из жилищного фонда города Москвы

ЧАСТЬ IV. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ЧАСТЬ V. ЗАДАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДО 2015 Г.

ЧАСТЬ I. ПАСПОРТ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА МОСКОВСКОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2009-2011 ГГ. И ЗАДАНИЯ ДО 2015 Г.

1. Наименование программы

Третий этап Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2011 гг. и задания до 2015 г. (далее - Программа)

2. Основания для разработки

 

- задачи приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";

- постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N 994-ПП "О втором этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2006-2008 гг.".

3. Государственный заказчик Программы

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

4. Руководитель Программы

Сапрыкин Петр Васильевич - руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

5. Разработчики Программы

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы

6. Исполнители Программы

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, префектуры административных округов города Москвы

7. Сроки выполнения Программы

2009-2011 гг. и задания до 2015 года

8. Цели Программы

- реализация в городе Москве приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";

- развитие системы государственной поддержки городом Москвой молодых семей в решении жилищной проблемы и создание условий для улучшения демографической ситуации;

- завершение обеспечения жилыми помещениями всех молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. и подавших заявление на участие в Программе;

- повышение социального эффекта от реализации Программы путем вовлечения в нее молодых семей из числа граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

9. Задачи Программы

- совершенствование форм и механизмов обеспечения жильем молодых семей, предусмотренных вторым этапом Программы и Среднесрочной жилищной программой "Москвичам - доступное жилье";

- внедрение системы долгосрочного найма жилых помещений молодыми семьями в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы;

- предоставление жилой площади и социальных выплат участникам Программы в соответствии с программой обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на соответствующий год;

- информирование населения города Москвы о возможностях участия молодых семей в Программе.

10. Основные понятия и определения, используемые в Программе:

Молодая семья

В рамках данной Программы молодой семьей считать семью с детьми, в которой оба супруга (в случае неполной семьи - мать или отец) не старше 35 лет (включительно), а также семью без детей, в которой оба супруга не старше 35 лет (включительно) и состоят в зарегистрированном браке не менее одного года. Все члены молодой семьи должны быть гражданами Российской Федерации и хотя бы один из супругов должен постоянно проживать в городе Москве.

Заявитель

Молодые семьи, согласные с условиями Программы, подавшие заявление и признанные в установленном порядке соответствующими условиям участия в Программе.

Семья молодого специалиста

 

В рамках данной Программы семьей молодого специалиста специалиста считать семью (в том числе неполную) граждан Российской Федерации, в которой хотя бы один из супругов (молодой специалист) постоянно проживает в городе Москве, не старше 35 лет (включительно) и:    

- работает в бюджетной организации системы Комплекса социальной сферы города Москвы;

- является сотрудником государственных органов города Москвы, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы (далее - государственные органы города Москвы), и окончил высшее учебное заведение.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 11.05.2010 N 376-ПП)

Участник

1. Заявитель, заключивший соответствующий договор на условиях Программы, независимо от возраста, которого достигли супруги (в случае неполной семьи - мать или отец) на момент заключения договора.

2. Семья молодого специалиста, заключившая соответствующий договор на условиях Программы, по представлению бюджетной организации системы

Комплекса социальной сферы города Москвы либо государственных органов города Москвы.

3. Семья молодого преподавателя, талантливого ученого или аспиранта государственного вуза города Москвы, заключившая соответствующий договор на условиях Программы, по представлению Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.

Группы заявителей Программы

Первая группа - граждане, подпадающие под определение "молодая семья":

1. Признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке по месту жительства до 1 марта 2005 г.

2. Признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

Вторая группа - семьи молодых специалистов, занимающие независимо от формы собственности жилые помещения размером менее нормы предоставления, установленной законодательством города Москвы, при условии соблюдения норм законодательства города Москвы в части действий граждан, приведших к ухудшению жилищных условий.

Третья группа - граждане, подпадающие под определение "молодая семья" и занимающие независимо от формы собственности жилые помещения размером менее нормы предоставления, установленной законодательством города Москвы, при условии соблюдения норм законодательства города Москвы в части действий граждан, приведших к ухудшению жилищных условий:

- по представлению Совета ректоров вузов Москвы и Московской области - семьи молодых (до 35 лет включительно) преподавателей, талантливых ученых и аспирантов государственных вузов города Москвы

- соответствующие требованиям, установленным правовыми актами Правительства Москвы.

11. Объемы и источники финансирования

1. Объемы жилой площади, направляемой на выполнение Программы, устанавливаются ежегодно при утверждении Правительством Москвы программы обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями. Предельными объемами площади жилых помещений для выполнения Программы считать:

- в 2009 г. - 280 тыс.кв.м;

- в 2010 г. - 320 тыс.кв.м;

- в 2011 г. - 340 тыс.кв.м;

- 2012-2015 гг. - не менее 1 170 тыс.кв.м,

в том числе не менее 80 тыс.кв.м в рамках кооперативного жилищного строительства.

Итого в 2009-2015 гг.: не менее 2 110 тыс.кв.м.

2. Финансирование строительства жилья, направляемого на реализацию Программы, осуществляется в рамках реализации Адресной инвестиционной программы города Москвы на соответствующий год.

3. Предоставление социальных выплат участникам Программы осуществляется в рамках ассигнований, предусмотренных Законом о бюджете города Москвы на соответствующий год и правовых актов Российской Федерации.

4. Объемы финансирования, направляемые Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы из бюджета города Москвы на информационную поддержку Программы:

- в 2009 г. - 10 млн. рублей;

- в 2010 г. - 10,5 млн. рублей;

- в 2011 г. - 11 млн. рублей;

- 2012-2015 гг. - 49 млн. рублей.

Итого в 2009-2015 гг.: 80,5 млн. рублей.

12. Ожидаемые результаты реализации Программы

Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы:

- в 2009 г. - до 5,1 тыс. семей;

- в 2010 г. - до 5,8 тыс. семей;

- в 2011 г. - до 6,2 тыс. семей;

- в 2012-2015 гг. - не менее 21 тыс. семей, в том числе не менее 1,4 тыс. семей в рамках кооперативного жилищного строительства.

Итого в 2009-2015 гг.: не менее 38 тыс. семей.

13. Контроль за выполнением Программы

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляет контроль за выполнением Программы по отчетам, представленным исполнителями

Часть II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Итоги реализации второго этапа Программы

За период, прошедший с начала второго этапа Программы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. № 994-ПП "О втором этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2006-2008 гг." была в целом подтверждена эффективность предлагаемых молодым семьям в рамках Программы способов улучшения жилищных условий. Кроме того, были выявлены и некоторые недостатки реализуемых механизмов, которые учтены при разработке третьего этапа Программы.

Молодым семьям в 2006-2008 гг. было предоставлено 10 699 квартир площадью 705,9 тыс.кв.м. (табл.1).

Таблица 1

 

2006 год

2007 год

2008 год*

Итого в 2006-2008 гг.

Направлено на

Программу, тыс.кв.м.

225,0

200,9

280,0

705,9

Всего квартир

 

3261

2963

4475

10699

В т.ч. по договорам

 

 

 

 

- найма

 

0

0

1436

1436

- купли-продажи

 

3261

2729

2746

8736

- найма (для молодых специалистов и ученых)

 

0

234

293

527

* с учетом предоставления в 2009 году площади, приобретаемой городом за счет средств бюджета города Москвы.

Семьям молодых специалистов бюджетных организаций системы Комплекса социальной сферы города Москвы, в т.ч. работникам системы социальной защиты населения, систем образования и здравоохранения города Москвы, семьям молодых преподавателей, талантливых ученых и аспирантов государственных вузов города Москвы в рамках Программы была предоставлена возможность проживания в квартирах по договорам найма. В рамках второго этапа Программы на эти цели из жилищного фонда города Москвы выделено 527 квартир.

В жилищном фонде коммерческого использования проживают на условиях договора найма более 600 молодых семей, продолжающих накопление собственных средств, которые будут использованы на третьем этапе Программы для приобретения жилья на рынке. При этом освобождающиеся жилые помещения будут предоставлены городом другим молодым семьям, участвующим в Программе.

Вместе с тем, в связи со значительным ростом цен на рынке жилья произошло снижение заинтересованности молодых семей в участии в накопительных жилищных системах. Это проявилось в просьбах молодых семей, проживающих на условиях договоров найма в домах коммерческого использования, перевести их на схему приобретения жилья по льготной стоимости из жилищного фонда города Москвы.

Для приобретения молодыми семьями жилья с использованием механизма купли-продажи с рассрочкой платежа в 2006-2008 гг. направлено 8 736 квартир.

В 2006-2008 гг. (по состоянию на 15 ноября 2008 г.) 1 157 молодым семьям, приобретающим жилье по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, при рождении детей была оказана дополнительная государственная социальная помощь в виде списания части долга за приобретенную квартиру. Объем списания составил 249,6 млн. рублей. Всего в молодых семьях, обеспеченных в рамках Программы жильем, проживают и воспитываются около 6,7 тыс. детей.

Вместе с тем, молодые семьи в рамках Программы отказывались от приобретения жилья с использованием механизма "социальной ипотеки". Это обусловлено отсутствием порядка предоставления социальных выплат на компенсацию части выкупной цены за приобретаемую квартиру в случае рождения (усыновления) ребенка.

Всего в рамках жилищных программ города Москвы (обеспечение жильем очередников по договорам социального найма, переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда, "Социальная ипотека" и др.) в период действия второго этапа Программы обеспечена жильем 10 681 молодая семья.

Вместе с тем, в настоящее время на жилищном учете в городе Москве состоит около 34 тыс. молодых семей, удовлетворяющих условиям участия в Программе. Из них около 3 тыс. семей подали заявление на участие в Программе.

В процессе реализации второго этапа Программы не получило развитие строительство жилья молодыми семьями, в т.ч. не состоящими на жилищном учете в городе Москве, в составе молодежных жилищно-строительных кооперативов. Это вызвано изменениями в федеральном законодательстве, определяющими возможность предоставления земельных участков для целей жилищного строительства только на конкурсной основе.

В рамках проводимой работы по информированию граждан по вопросам участия в Программе за период работы Консультационного пункта по программе "Молодой семье - доступное жилье" с 2006 г. попо 17 ноября 2008 г. получили консультации 12 135 молодых семей. 

Вместе с тем, учитывая значительный объем поступающих обращений молодых семей по вопросам участия в Программе, можно отметить недостаточную осведомленность молодых семей о предлагаемых Программой реальных механизмах улучшения жилищных условий, о целевой аудитории Программы. 
 
В рамках второго этапа Программы была продолжена практика привлечения в установленном порядке ГУП города Москвы "Московский городской Центр арендного&l