ВС запретил снижать размеры жилплощади военным в оставке

Верховный суд России запретил местным властям урезать своими постановлениями размеры жилья для бывших военных. Выделяя отставникам квартиры, региональные администрации должны ориентироваться исключительно на федеральные нормы. Такое разъяснение сделано в свежем обзоре судебной практики.
 
Поводом стало дело военного пенсионера П. из Владимирской области. Еще в 1993 году он был уволен со службы по состоянию здоровья. На тот момент он прослужил в строю 18 календарных лет. В льготном же исчислении выслуга составила 21 год 6 месяцев. По старым правилам военные, расставаясь со службой, могли выбирать: либо получить квартиру от своего ведомства, либо приехать туда, где решили жить, и ждать жилье там. Как показывает практика, такой порядок все еще актуален - масса отставников пытаются получить квартиры по старой системе. Конечно, всегда надежнее было получать крышу над головой, пока служишь. Однако не всем везло заканчивать службу в Москве или крупных городах. А в дальних гарнизонах и глухих уголках пенсия не в радость. Поэтому до сих пор масса отставников в регионах ждет квартир от местных властей.
 
Между тем у военного пенсионера П. возникли проблемы с положенными квадратными метрами после того, как в 2011 году во Владимирской области был утвержден новый порядок обеспечения жильем бывших военнослужащих. Согласно документу, если у отставника есть какая-то квартира, но он претендует на большие размеры, нынешнее жилье надо сдать властям. Не сразу, конечно, а после того, как получит новое. Для гарантии человек должен написать соответствующее обязательство и вложить его в пакет документов, нужный для включения человека в квартирную очередь.
 
Как пояснил Верховный суд России, такой порядок вполне законен. Ведь, по правилам, жилье предоставляется служивым раз в жизни. Иметь сразу две квартиры от государства не положено. Так что если человек не хочет расставаться с привычными стенами, но по нормам ему полагается прибавка квадратных метров, чиновники просто добавят недостающее.
 
Понятно, что стены квартиры, где живет человек, никто не будет двигать, чтобы прирезать простора. Нет, чиновники просто выдадут человеку еще одну маленькую квартиру, размерами точь-в-точь в требуемый довесок. С этими размерами как раз и возникла правовая коллизия. Власти установили, что если человек не собирается прощаться с жильем, а положенная ему прибавка меньше 36 квадратных метров, то в очередь его ставить нельзя. Мол, таких маленьких квартир уже и не сыскать. Так что либо прощайся со старым жильем, либо оставайся навсегда с тем, что есть.
 
Верховный суд России с таким подходом не согласился. "Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства", говорится в его решении.
 
В данном случае, как установил Верховный суд, "реализация гражданином, принявшим решение не отчуждать жилое помещение, права на обеспечение жильем в соответствии Федеральным законом "О статусе военнослужащих" поставлена в зависимость от размера жилого помещения, которое предполагается предоставить. Между тем, ни один федеральный закон подобного ограничения не содержит".
 
Доводы чиновников, что установление подобного ограничения обусловлено отсутствием возможности предоставления жилого помещения менее 36 кв. метров, Верховный суд назвал голословными. Согласно строительным нормам, в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов рекомендуемая площадь данных квартир составляет 28-38 кв. метров. К тому же из материалов дела видно, что раньше отставник жил в квартире общей площадью 30, 6 кв. метров. Так что в принципе найти человеку подходящее маленькое жилье при желании можно.
 
Поэтому Верховный суд признал недействующим соответствующий пункт. А само дело включено в свежий обзор судебной практики, так как подобная правовая позиция касается абсолютно всех регионов. 
Из обзора судебной практики Верховного суда России за январь-июль 2014 года
 
4. Ограничение нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации размера жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", является незаконным.
 
Постановлением губернатора Владимирской области от 4 апреля 2011 г. № 279 утверждён Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Порядок).
 
Жилые помещения в силу п. 3 Порядка предоставляются гражданам по нормам предоставления, установленным в соответствии с пп. 1-4 ст. 151 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
 
Согласно подп. "а", "б" и "в" п. 4 Порядка предоставление жилых помещений или единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения по нормам, указанным в п. 3 Порядка, осуществляется в случае, если:
  • граждане не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
  • гражданами, проживающими на основании договора социального найма в жилых помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
  • гражданами, проживающими в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности им или членам их семей и не имеющих обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную собственность или муниципальную собственность.
Пунктом 5 Порядка установлено, что в случае отчуждения гражданином жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ему или членам его семьи (за исключением случая, указанного в подп. "в" п. 4 Порядка), или принятия решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, или принятия решения не освобождать занимаемое по договору социального найма жилое помещение жилое помещение предоставляется гражданину по нормам, указанным в п. 3 Порядка, за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом предоставление жилого помещения гражданину осуществляется только в случае, если определенный таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее 36 кв. метров.
 
В остальных случаях предоставление жилого помещения гражданину возможно при выполнении им условий, предусмотренных подп. "б" и "в" п. 4 Порядка.
 
В соответствии с подп. 6 п. 8 Порядка для включения в список граждане представляют в орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан, заявление по форме согласно приложению № 2 к Порядку. Одновременно с заявлением представляется обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения (в двух экземплярах) по форме согласно приложению № 3 к Порядку - в случаях, указанных в подп. "б" и "в" п. 5 Порядка. При этом каждая страница обязательства подписывается уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (главой органа местного самоуправления, командиром воинского подразделения) и гражданином.
 
В случае, если гражданином не представлены или представлены не все документы, указанные в п. 8 Порядка, во включении в список ему отказывается, о чем он письменно уведомляется с указанием мотивов принятого решения и возвратом представленных документов (если таковые были частично представлены) (п. 9 Порядка).
 
По результатам рассмотрения представленных документов органом местного самоуправления в течение 30 дней с даты представления документов принимается решение о включении гражданина в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, либо об отказе в этом (п. 10 Порядка).
 
П., уволенный в сентябре 1993 года с военной службы по состоянию здоровья и имеющий на момент увольнения выслугу 18 лет в календарном исчислении и 21 год 6 месяцев в льготном исчислении, обратился в суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия подп. "в" п. 4, п. 5, подп. 6 п. 8, пп. 9 и 10 Порядка в части требования от граждан, уволенных с военной службы и имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, принятия обязательства по безвозмездному отчуждению принадлежащего им на праве собственности жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, ссылаясь на то, что они противоречат федеральному законодательству.
 
По мнению заявителя, обеспечение жильём граждан, уволенных с военной службы и имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета, является обязанностью государства, исполнение которой не может быть поставлено в зависимость от освобождения жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.
 
Решением Владимирского областного суда от 27 августа 2013 г. в удовлетворении заявления П. отказано.
 
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела по апелляционной жалобе П., не согласилась с выводами суда о законности оспариваемых положений пп. 5, 8 и 9 Порядка.
 
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
 
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть третья этой же статьи).
 
Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании Кодекса, другого федерального закона (чч. 4 и 5 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
 
Из п. 5 оспариваемого Порядка следует, что если гражданин принимает решение не отчуждать жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, площадь жилого помещения, которое должно быть ему предоставлено, определяется за вычетом общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Жилое помещение гражданину предоставляется только в случае, если его общая площадь, определенная указанным способом, составляет не менее 36 кв. метров.
 
Таким образом, реализация гражданином, принявшим решение не отчуждать жилое помещение, права на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" поставлена в зависимость от размера
жилого помещения, которое предполагается предоставить.
 
Между тем федеральное законодательство подобного ограничения не содержит.
 
Изложенные в решении выводы суда о том, что оспариваемые заявителем положения не содержат ограничений, поскольку не отменяют и не изменяют прав заявителя на предоставление ему жилого помещения, не соответствуют установленным судом обстоятельствам дела. Как следует из материалов дела, именно из-за того, что площадь жилого помещения, которое предполагалось предоставить П., составила менее 36 кв. метров, а обязательство об отчуждении жилого помещения не было принято, в предоставлении жилья ему было отказано.
 
Доводы представителя администрации Владимирской области о том, что установление подобного ограничения обусловлено отсутствием возможности предоставления жилого помещения менее 36 кв. метров, Судебная коллегия признала необоснованными.
 
В соответствии с пп. 5.1 и 5.2 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятых и введенных в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 23 июня 2003 г. № 109, квартиры в жилых зданиях следует проектировать исходя из условий заселения их одной семьей. В зданиях государственного и муниципального жилищных фондов рекомендуемая площадь данных квартир составляет 28-38 кв. метров. Следовательно, не исключается возможность предоставления гражданам жилых помещений площадью менее размера, установленного оспариваемым Порядком. К тому же из материалов дела усматривается, что П. ранее занимал однокомнатную квартиру общей площадью 30,6 кв. метров.
 
Судебная коллегия пришла к выводу, что при таких обстоятельствах положения п. 5 Порядка в части установления ограничения размера жилого помещения, которое предполагается предоставить, не могут быть признаны соответствующими закону.
 
По тем же мотивам оспариваемые заявителем подп. 6 п. 8 и п. 9 Порядка являются незаконными в той мере, в какой допускается их истолкование и применение, при котором гражданину, принявшему решение не отчуждать находящееся в его собственности или членов его семьи жилое помещение, может быть отказано во включении в список на обеспечение жилым помещением.
 
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила решение Владимирского областного суда от 27 августа 2013 года в части отказа в признании недействующими п. 5 в части слов "не менее 36 кв. метров", а также подп. 6 п. 8 и п. 9 Порядка отменить.
 
Определение 86-АПГ13-13