Какие документы нужны для продажи квартиры?

Для продажи квартиры необходимо собрать довольно объемный пакет документов. Приступая к их сбору лучше всего проконсультироваться у профессионала. Но определенное представление о «бумажной» составляющей сделки нужно иметь каждому.

Существует группа обязательных документов, без которых невозможна никакая сделка, и группа дополнительных, которые могут понадобиться в особых случаях. А «особых случаев» немало, ведь, если принимать во внимание различные нюансы, то на рынке недвижимости едва ли не каждая сделка в той или иной мере уникальна.
 
Правоустанавливающий документ
Самая главная обязательная бумага, которую должен иметь продавец, это – правоустанавливающий документ на продаваемый объект. В зависимости от того, как квартира стала вашей собственностью, этот документ может быть разного содержания. Например, квартира была получена в результате мены, стала вашей по договору купли-продажи, была подарена, получена в наследство. Соответственно, во всех этих случаях правоустанавливающими документами будут являться договоры купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство, договор передачи в собственность (в случае приватизации). Точно так же правоустанавливающим документом может являться решение суда, если продавец стал собственником в результате какого-либо судебного разбирательства.
 
«Исходя из того каким путем был приобретен объект, нужно и иметь документ, подтверждающий это приобретение, – рассказывает специалист АН «Экотон» Марина Соколова. – Бывают случаи, когда такого документа у собственника по каким-то причинам нет. Например, квартира не была приватизирована. Человек мог и не получать ордер, дающий основание на проживание в квартире, или ордер был утерян. Тогда нужно его получить в паспортном столе. И это касается любых видов правоустанавливающих документов. Всего существует около десятка форм владения жилой недвижимостью».
 
Свидетельство о регистрации
Второй обязательный документ – свидетельство о регистрации права собственности в в Росреестре (ранее назывался ФРС, еще ранее – ГБР). Обычно если у человека имеется первый документ, то должен быть и этот, ведь владение объектом недвижимости начинается именно с момента регистрации права.
 
Впрочем, иногда люди получают тот самый правоустанавливающий документ на объект недвижимости, а в Росреестр идти не спешат, откладывают «на потом». Сделку они провести не смогут, пока все-таки не получат свидетельство.
 
Свидетельства может не оказаться у тех собственников, которые приватизировали жилье еще на заре рынка, а после этого сделки с недвижимостью не совершали. В любом случае, если этого документа нет, его нужно получить.
 
Кадастровый паспорт
Собственник объекта недвижимости имеет право по своему усмотрению распоряжаться им – продать, переоформить на какого-либо. Однако воспользоваться этим правом он может только при наличии кадастрового паспорта объекта. Это – третий обязательный документ, который должен иметь продавец-собственник.
 
Кадастровый паспорт содержит в себе технические характеристики объекта и имеет кадастровый номер. Его можно получить в ПИБе. С недавнего времени обязанность выдавать кадастровые паспорта также переложена на Росреестр, но пока их продолжают выдавать в ПИБах. Хотя, например, в Московском районе ПИБ уже не принимает заказы на составление кадастровых паспортов, там их нужно уже заказывать в Росреестре. В любом случае, пока происходит переход полномочий от одного ведомства к другому, имеет смысл сначала позвонить в свой районный ПИБ и поинтересоваться, может ли быть выдан кадастровый паспорт. Если уже не выдается, значит нужно отправляться в отдел Росреестра, обслуживающий ваш район. Значительную часть Петербурга обслуживает единый отдел Росреестра на улице Красного Текстильщика (районы Василеостровский, Московский, Фрунзенский, Калининский, Красногвардейский, Красносельский).
 
Технический паспорт
Существует еще один паспорт для квартиры, который может понадобиться при ее продаже – технический. Он уже относится к разряду необязательных документов, потому что сделка может быть проведена и без него. Однако: необязателен, но желателен. В отличие от кадастрового, где есть только номер объекта и условное описание технических характеристик квартиры (минимум, необходимый для регистрации сделки), технический паспорт содержит оценочную стоимость объекта на текущий год и полный список характеристик квартиры. (Правда, указанная там стоимость – инвентаризационная, не имеет к рынку никакого отношения.) Поэтому желательно иметь оба документа.
 
Техпаспорт важен потому, что с его «необязательностью» часто не согласен покупатель. Ему важно, чтобы увиденное на просмотре предлагаемой квартиры было подтверждено официальным документом. Ведь ему предстоит передать вам немалые деньги, и чем солиднее ваш «портфель» документов, тем выше шансы, что сделка состоится.
 
Выписка из ЕГРП
В Единый государственный реестр прав (ЕГРП) стекается вся информация по сделкам. Формирует и содержит этот документ Росреестр.
Любой гражданин может заказать выписку из ЕГРП для того, чтобы узнать, у кого в собственности интересующий его объект, не находится ли данная квартира в залоге у банка, не имеется ли каких-либо других обременений, например ареста суда.
 
Теоретически собственнику необязательно иметь при себе эту выписку. Однако покупатели нередко хотят, чтобы таковая у продавца все-таки была. Правда, покупателям нужно иметь в виду, что информация, предоставленная ЕГРП, актуальна только на день выдачи. Возможно, полученная вчера выписка уже сегодня не будет отражать реального положения вещей. Например, собственник сразу после посещения Федеральной регистрационной службы (или компании, помогающей получить выписку, минуя очереди и не тратя времени на ожидание, составляющее от пяти до десяти дней) отправится в банк и возьмет кредит под залог этой же квартиры. Тем не менее, и продавцу получить такой документ желательно, и покупателю квартиры нелишне будет самостоятельно заказать выписку перед совершением сделки, чтобы не приобрести «кота в мешке».
 
Формы 7 и 9
Надо отметить, что все перечисленные выше документы собственникам выдают за определенную плату. Все это очень небольшие деньги, но тем не менее. Зато за получение справки по форме 7 и форму 9 денег не берут (если, конечно, вы не заказали их доставку в коммерческой фирме).
 
В форме 7 изложены характеристики квартиры, как и в паспорте объекта недвижимости, но в максимально сжатом виде – она предоставляет вам информацию, которая хранится в ПИБе, а именно: метраж, данные о перепланировке, которые имеются в паспортной службе, некоторые сведения о здании и дефектах помещения. Хотя в этой справке возможны ошибки. Все-таки важнее технический паспорт, так как для его составления квартиру посещает специалист из ПИБа, осматривает, если нужно, то проводит замеры.
 
Форма 9 указывает, сколько человек в момент выдачи документа были зарегистрированы по конкретному адресу и, соответственно, имели право пользоваться расположенным здесь помещением. В «девятке» указаны полное имя владельца жилья, а также перечень лиц, которые ввиду своей регистрации имеют право пользоваться этим жильем, данные о регистрации каждого жильца или снятии его с учета (в некоторых случаях указывается также причина снятия с учета).
 
Закон не ограничивает срок действия формы 9, но многие организации, как государственные органы, так и коммерческие фирмы, для обращения в которые вам может понадобиться этот документ, самостоятельно определяют срок его действия. Обычно к рассмотрению принимаются «девятки», которым не больше месяца. Однако риэлтор вашего покупателя может потребовать «свежую бумагу». Поэтому при сделках и операциях с недвижимостью иногда приходится оформлять эту справку несколько раз – на разных этапах процесса. Требуя новую справку, покупатель стремится обезопасить себя от приобретения жилья с «прописанными» в нем посторонними людьми.
 
Все эти формы в Росреестре не нужны, они – только для предъявления покупателю.
 
Брак и опека
Если продаваемая квартира ранее была приобретена супругами после регистрации брака, то она считается совместно нажитым имуществом.  Поэтому потребуется письменное согласие супруга на сделку. Впрочем, в последнее время все чаще между супругами практикуются договорные отношения, подписываются брачные договоры, по которым приобретенная в браке недвижимость является собственностью кого-то одного. В таком случае, вместо согласия среди документов должен быть заверенный нотариусом брачный договор.
 
Если собственником или одним из собственников квартиры является несовершеннолетний, то требуется разрешение на сделку со стороны органов опеки и попечительства.
 
Таков основной перечень документов, которые необходимы или могут понадобиться для продажи квартиры. «Не исключено, что в каждом конкретном случае «всплывут» и другие, – предупреждает генеральный директор Консультационного Центра Долевого Строительства и Недвижимости Анна Максимова. – Для того чтобы собрать полный пакет, лучше обращаться к специалистам».
 
Автор: Вячеслав Березниченко
 
Источник: БН.ру