Бесплатная приватизация жилья будет продлена еще на год - до 1 марта 2016 года, "дачная амнистия" - на три года, до 1 марта 2018 года. Законы, вводящие такие сроки, публикуются сегодня в "РГ".
Совсем маленькие по объему документы делают большое дело - снимают напряжение в обществе, которое люди начали испытывать из-за того, что заканчивались сроки, позволяющие оформить недвижимость в собственность. Казалось бы, какое может быть напряжение, ведь бесплатная приватизация жилья, как и "дачная амнистия", длятся уже много лет и в принципе все, кто хотел закрепить за собой право собственности на квартиры и дачи, давно должны были "пошевелиться". Однако, как отмечают эксперты, если бы поправки в законодательство приняты не были, права тысяч россиян были бы нарушены. И это связано не с нерасторопностью людей. Во-первых, в состав России вошли новые регионы - Республика Крым и Севастополь, и у их жителей было не так много времени, чтобы получить в собственность недвижимость по российскому законодательству.
Во-вторых, до сих пор не решена проблема ветхого и аварийного жилья. Людей, проживающих в таких квартирах, рано или поздно государство должно обеспечить новой жилплощадью. И если отменить бесплатную приватизацию, они не смогут новое жилье оформить на себя. То же самое касается и очередников.
15-20% собственников жилья не по карману его содержание
В-третьих, государство тоже заинтересовано в передаче жилья гражданам в собственность, ведь в этом случае забота о квадратных метрах перекладывается на плечи собственников, и тот же капитальный ремонт в домах уже должен делаться не за счет бюджета, а за счет людей, в них проживающих и квартирами владеющих.
По экспертным оценкам, в России не приватизирована каждая третья квартира - примерно 30 процентов жилого фонда находится в собственности муниципалитетов.
Впрочем, есть и другая сторона медали: передавая жилье в собственность россиянам, государство заставляет многих из них брать на себя непосильную ношу, считает директор Центра градостроительных компетенций ИОН РАНХиГС Ирина Ирбитская. Ведь содержание жилья, поддержание его в хорошем состоянии обходится весьма недешево, и порядка 15-20 процентам собственников это не по карману. Доходы не позволяют. В том числе это бьет по кошельку медицинских работников и представителей других профессий, выполняющих важные социальные функции в обществе, но получающих весьма скромную зарплату. При этом в Конституции написано, что обеспечивать граждан жильем - обязанность государства, напоминает эксперт. В связи с этим, с ее точки зрения, силы госструктур должны быть брошены на то, чтобы создать "правильную" систему, при которой у людей была бы крыша над головой вне зависимости от того, сколько они зарабатывают, и чтобы эта крыша не съедала львиную долю их дохода. Речь идет и о развитии социального найма, о регулируемом государством коммерческом рынке арендного жилья.
"В Германии собственниками квадратных метров являются только 40 процентов жителей. 60 процентов живут в стенах, предоставленных им государством, либо арендуют жилье", - рассказывает Ирина Ирбитская. И последнее регулируется государством. Есть ограничения по повышению арендных ставок на съемное жилье, особенно в периоды кризиса. Нельзя просто таквзять и выгнать квартиросъемщика до окончания срока действия договора об аренде. Приводит она в пример и Францию, где обеспечивать людей жильем должны муниципалитеты. И те, кто делает это успешно, получают господдержку. Плюс у них на территории нет проблем с кадрами. "Если бы у нас можно было оставить жилье в одном регионе и, переехав в другой, получить его в соцнайм, мобильность населения была бы выше", - убеждена она.