Директор по коммерческой недвижимости
AFI Development Сергей Баранов принял участие в экспертной дискуссии Издательского дома «Коммерсантъ», посвященной итогам года на рынке коммерческой недвижимости. В мероприятии также участвовали застройщики, брокеры, консультанты и другие профессиональные игроки рынка.
Рассказывая об итогах «вирусного года» трендах и прогнозах в сегменте street-retail, представитель компании отметил, что, по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., за три квартала 2020 г. общая площадь реализованных помещений «уличного формата» в объектах
AFI Development выросла почти в три раза, а количество привлеченных средств от продажи лотов увеличилось на 180%.
По его словам, основной фокус сместился на приобретение готового арендного бизнеса и универсальные лоты, которые подойдут под любую деятельность формата retail.
«Во второй половине текущего года мы видим всплеск интереса инвесторов к покупке помещений street-retail в составе жилых комплексов, — рассказал Сергей Баранов. — При этом многие инвесторы, которые ранее вкладывали средства в жилье, в «вирусный» год отдали предпочтение коммерческим помещениям как наиболее надежным и эффективным активам».
Директор по коммерческой недвижимости
AFI Development подчеркнул, что COVID-19 стал мощным катализатором трансформации структуры спроса.
«Активно начали развиваться предприятия общественного питания — в первую очередь, небольшие кафе, кофейни и кулинарии, а также операторы, торгующие продуктами питания и алкоголем. Согласно данным аналитиков
AFI Development, сейчас на них приходится 50% запросов на помещения street-retail. Далее идут предприятия услуг, медицинские клиники и стоматологии (20%), развивающая и образовательная деятельность (15%). Антикафе и co-working операторы формата B2C также набирают обороты», —
заявил эксперт.
В числе наиболее заметных трендов спикер также отметил оптимизацию торговых площадей — сейчас наиболее популярны лоты от 60 до 200 кв.м. По прогнозам эксперта, в 2021 г. тенденция увеличения спроса на объекты street-retail в составе жилых комплексов сохранится, поскольку потребность жителей во внутренней инфраструктуре всегда остается высокой, в т.ч. и в кризисные периоды. Росту популярности коммерческих помещений также будет способствовать их высокая доходность. Качественный «штучный» товар формата street-retail ликвиднее квартиры, поскольку конкуренция на рынке значительно меньше.