4 объекта культурного наследия Пресни будут отреставрированы в рамках городского квартала Republic
Четыре исторических здания бывших вагоноремонтных мастерских Московско-Александровской железной дороги со статусом объектов культурного наследия будут отреставрированы и интегрированы в общественные пространства города в квартале Republic. Общая площадь зданий составит 7 тыс. кв. м. Проект реализует девелопер концептуального бизнес- и премиум-класса Forma.
Достопримечательное место – «Электромашиностроительный завод памяти революции 1905 года» на Пресненском Валу ведет свою историю с 1869 года, когда было принято решение о строительстве мастерских Московско-Александровской железной дороги. Комплекс зданий из характерного красного кирпича возводился в период железнодорожного «бума» конца XIX века и был окончательно сформирован в 1905-1910 гг. Остальные постройки завода возникали на протяжении всей его истории и имели утилитарный характер. Здания же цехов подверглись наименьшей трансформации и сохранились до наших дней. Их декор выполнен в характерном для подобных построек «кирпичном» стиле с использованием отдельных элементов древнерусской архитектуры, в частности сухариков карниза. Специалисты по реставрации восстановят и сохранят эти уникальные фасады и атмосферу внутренних интерьеров.
В основе «композиции» из четырех зданий – корпус для механического отделения и столярной мастерской, который вытянут вдоль путей железной дороги и обращен к ним главным фасадом. К его торцу с востока под прямым углом примыкает самый большой по площади машинный корпус. Еще два здания на западной части участка относились к малым мастерским и использовались преимущественно для мелкого ремонта подвижного состава. В то время, как в больших цехах в восточной части осуществлялся серьезный ремонт, требующий применения механического оборудования.
Десятилетиями скрытая от глаз москвичей за забором, эта промышленная территория впитала атмосферу культурного и технического прогресса и теперь откроется всем горожанам, благодаря одному из самых масштабных, столичных проектов редевелопмента Republic.
Илья Чепрасов, руководитель девелоперской компании Forma:
«С конца 2010 года в Москве развернута масштабная работа по сохранению объектов культурного наследия, и мы рады, что стали частью этой программы. Мы провели колоссальную подготовительную работу, чтобы максимально сохранить важные для истории города и, особенно Пресни, здания бывших паровозных мастерских на Пресненском валу. Если в начале ХХ века железные дороги были значительным импульсом для промышленного развития, то сегодня, я уверен, новый квартал на Пресне будет вырабатывать креативную энергию для современной Москвы».
Четыре объекта культурного наследия общей площадью почти 7 тыс. кв. м ждет реставрация и масштабная архитектурная интеграция в будущее Пресни. Все здания сохранят не только уникальные исторические фасады, но и интерьеры. После реставрации в каждом из них откроются центры, наполненные различными функциями, что создаст новый опыт взаимодействия с городом.
В двухэтажном цеху 1869-1880 гг. постройки, площадью более 3,3 тыс. кв. м разместится Московский гастрономический центр с этническими, экспериментальными и семейными ресторанами, пекарнями, кондитерскими, кофейнями, лавками кулинарных книг, винотекой и другими «вкусными» возможностями для отдыха и расширения кругозора. Его оригинальная концепция позволит совершить настоящее кулинарное путешествие. Московский гастрономический центр станет мощной точкой притяжения для всех горожан и местом, посвященным культуре еды, центром локальной гастрономии с продуктами местных производителей и деликатесами кухонь мира. Продолжением гастрономического путешествия в квартале будет Сборная площадь перед гастроцентром. Она станет любимым местом встреч жителей квартала и горожан, ведь трудно отказать себе в удовольствии выпить кофе из крафтовой кофейни на одной из веранд площади или попробовать новое национальное блюдо в одном из павильонов стрит-фуда. Помимо этого, Сборная площадь станет круглогодично насыщенной яркими городскими событиями площадкой: на ее территории будут проходит тематические фестивали, сезонные праздники, спортивные состязания, кинопоказы под открытым небом, концерты.
Во втором депо 1900-1907 гг. постройки, площадью более 3,2 тыс. кв. м разместится шопинг-аллея с бутиками и корнерами российских дизайнеров одежды и аксессуаров, а также камерный киноклуб с тематической программой.
Бывшее машинное отделение постройки 1880-1890 гг. площадью 2,2 тыс. кв. м займет территория детства. В уникальных краснокирпичных интерьерах откроется детский сад с инклюзивными площадками из натуральных материалов и творческими мастерскими. А в в здании 1900-1907 гг. постройки площадью 1,6 тыс. кв. м разместятся термы с детской зоной.
Илья Чепрасов добавляет:
«Новый городской квартал откроет москвичам ранее неизвестную часть исторического центра с его уникальными памятниками эпохи активной индустриализации. Мы открываем горожанам ту самую настоящую Пресню, откуда начинается этот район, возвращаем ее культовый статус. Теперь культурное наследие Пресни, которое тесно связано с такими именами, как Владимир Маяковский, Иосиф Бродский, Владимир Высоцкий, Петр Мамонов, обогатится новыми смыслами».
Историческая справка:
Участок на Пресненском Валу, 27 имеет долгую историю. Территория изначально входила в состав владений села Кудрина, восточной границей которых служила трасса древней Тверской дороги. Его первым известным владельцем был князь Владимир Андреевич Серпуховской. В середине XVI в. часть этих земель была отведена ямщикам Тверской-Ямской слободы под пашню. В 1649 г. часть владений Ямской слободы отписана под городской выгон и с тех пор находилась в государственной собственности, а после губернской и городских реформ 1770-х гг. вошла в состав владений города Москвы. Во время железнодорожного бума 1860-х гг. Смоленское земство возбудило вопрос о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой. На это было получено согласие Александра II. Московская городская Дума также поддержала это решение и в 1867 г. решила отвести под станцию Москва участок городской земли, лежащий с внешней стороны Камер-Коллежского вала между его Тверской и Пресненской заставами. В 1869 г. были утверждены проекты станции Москва железной дороги «Москва-Смоленск». Кроме пассажирского здания, которое выходило на площадь Тверской заставы, к западу от него было спроектировано здание больших паровозных мастерских.