Главные перемены в облике Москвы 2013 года

Платная парковка, пешеходные зоны и другие изменения городского пространства
В последние годы московские власти, закатив рукава, взялись за изменение городского пространства и среды обитания. Эти перемены сильно влияют на повседневную жизнь горожан и – в меньшей степени – на рынок недвижимости, хотя и он постепенно начинает на них реагировать. Специалисты www.irn.ru спросили у игроков рынка недвижимости и строительства – девелоперов, брокеров, архитекторов, – какие изменения были самыми показательными в 2013 году. В опросе приняли участие 43 эксперта*.
 
Пешеходные зоны 
Одним из самых заметных изменений в городской среде, по мнению экспертов рынка недвижимости, стало развитие пешеходных зон – его упомянули 26 участников опроса. В центре Москвы появилось несколько маршрутов, на которых полностью или частично ограничено движение автотранспорта. Среди них, например, улица Никольская, Кузнецкий Мост, Рождественка, Крымская набережная, большая пешеходная зона в районе станции метро «Новокузнецкая». В 2014 году префектура ЦАО обещала обустроить еще восемь пешеходных маршрутов.
 
«Большинство новых пешеходных зон похожи между собой: лавки, фонари, подсветка и т.д. Однако есть и необычные проекты, – говорит Ольга Новицкая, директор по связям с общественностью ГК «МИЦ». – Стоит выделить зону «Аллея романов», которая пролегает параллельно Моховой улице и Романову переулку. Девелопером проекта выступает зарубежная компания RD Group. Здесь будет создана гастрономическая пешеходная зона по европейскому образцу с подогреваемой брусчаткой и ливнеcтоками».
 
Президент GVA Sawyer Вера Сецкая также выделила благоустройство Триумфальной площади: «Многие годы она представляла собой стройплощадку, вдоль которой тянулись мешающие пешеходам потоки транспорта, с усилием пробивающиеся с Садового кольца на Тверскую улицу».
 
Были и менее удачные проекты – среди них маркетолог компании «Эталон-Инвест» Наталья Бланкова выделяет улицу Большая Дмитровка, которую превратили в «полупешеходную». «В выходные, когда въезд транспорта на улицу закрыт, улица выглядит очень симпатично. Однако в будние дни из-за того, что между тротуаром и проезжей частью нет оградительных столбиков, на пешеходной зоне паркуются машины», - сетует она.
 
Помимо повышения комфорта прогулок и улучшения внешнего облика города, обустройство пешеходных зон оказывает влияние на рынок коммерческой недвижимости. Директор по развитию компании Praedium Артем Полещук назвал именно создание пешеходных улиц «нововведением года». «Наибольшим интересом такие пешеходные зоны пользуются у представителей общепита, сувенирных магазинов, ретейлеров одежды и обуви премиум-класса, ювелирных магазинов, банков», – отмечает Евгений Каур, управляющий директор компании LCMC. Правда, пока, по словам директора отдела оценки в московском офисе Cushman & Wakefield Сергея Чемерикина (MRICS), существенных изменений в связи с открытием пешеходных зон в центре нет: «По наблюдениям RICS в других странах, в районе пешеходных зон открывается большее количество небольших ресторанов и кафе. В Москве будет наблюдаться аналогичная тенденция, но позднее».
 
Преимущество для одних сегментов оборачивается недостатками для других. По мнению директора по развитию консалтинговой группы «Апхилл» Тимура Абдуллина, невозможность подъехать на личном транспорте и удаленность парковки станет существенной помехой для крупных супермаркетов и офисных зданий. Но рынок предоставит альтернативу, считает коммерческий директор «Базис инвестмент компани» Руслан Винокуров: «Например, крупные магазины, возможно, переместятся в торговые центры, в которых достаточное пространство для парковки личного транспорта».
 
Модернизация парков
Развитие парковых зон также стало одной из главных тенденций 2013 года – его также отметили 26 участников экспертного опроса. В 2013 году продолжилось благоустройство парков, скверов, бульваров, набережных Москвы, общая площадь которых составляет порядка 110 га. «Реорганизация парковой среды встретила огромный отклик у населения и привела в парки большое число новых посетителей, часть которых уже перешла в категорию «постоянных пользователей», – говорит коммерческий директор ФСК «Лидер» Григорий Алтухов. – Однако наиболее проработанными стали реорганизации всего одной-двух парковых зон (ЦПКиО им. Горького, парка в Сокольниках). Этим местам был посвящен и масштабный пиар, приведший в них огромное число москвичей. За счет PR-кампаний толпы москвичей ринулись в парки (особенно весной и летом), что сразу привело к их перегрузке и снижению комфорта отдыха. Москве, вероятно, нужна не одна, а 31 зона отдыха».
 
Между тем в 2013 году началась модернизация и других парков Москвы. «Радикальной реконструкции подвергся парк «Северное Тушино». Если раньше в нем находились различные кафе, с утра до вечера громко звучал шансон, горланили пьяные компании, костры для шашлыка разводили где попало и было много мусора, то теперь картина кардинально изменилась на противоположную. Сейчас вместо кафешек построены спортивные площадки, выложены дорожки, появились детские аттракционы, зоны для отдыха и приготовления барбекю, следят за чистотой и т.п.», – отмечает Сергей Чемерикин.
 
По мнению директора по реализации социально-градостроительной концепции «Мини-полис» компании «Сити-XXI век» Ольги Володиной, при развитии парков необходимо сохранять историческое и архитектурное своеобразие каждого места и уголка столицы: «Не стоит повсеместно использовать одни и те же приемы, создавать «Парк Горького» на месте каждого парка. Есть ВВЦ с богатым наследием советской эпохи, «Аптекарский огород» и другие уникальные территории Москвы. Необходимо больше внимания уделять истории места, поддерживать и развивать «гений места».
 
Общественный транспорт
Мероприятия, связанные с развитием общественного транспорта, назвали 16 участников опроса. «По расчетам различных экспертов, чтобы убрать пробки из центра, достаточно пересадить на общественный транспорт 10-15% автомобилистов – в Москве это около 70 000 человек, говорит Руслан Винокуров. – Понятно, что этот процесс идет не очень гладко. Люди будут продолжать ездить на личных авто, пока город не пересадит их различными инструментами на автобусы, метро, электрички и т.д.».
 
Активизация строительства метро, по мнению экспертов, является важнейшей тенденцией транспортных преобразований. В ноябре были открыты две новые станции Таганско-Краснопресненской ветки столичного метро – «Лермонтовский проспект» и «Жулебино». Также до конца года планируется ввод в эксплуатацию двух станций на участке Калининско-Солнцевской линии протяженностью 3,4 км от «Делового центра» до «Парка Победы». Кроме этого, будет введен участок Бутовской линии от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк».
 
По оценке заместителя генерального директора ГК «МИГ-Недвижимость» Олега Птушкина, привлекательность наземного пассажирского транспорта в 2013 году также выросла. «За счет введения в эксплуатацию выделенных полос и оптимизации маршрутной сети удалось увеличить скорость автобусов и троллейбусов в среднем на 20%, – отмечает он. – Введение единого проездного билета на все виды транспорта и транспортной карты «Тройка» привлекло пассажиров, для которых ранее основным средством передвижения было метро».
 
Однако вместе с увеличением скорости движения автобусов и троллейбусов общий трафик, по мнению некоторых экспертов, ухудшился. «Открытие полос «А» на двухполосных дорогах привело к постоянными пробкам на Боровском и Мичуринском шоссе», – констатирует Петр Кирилловский, руководитель управления маркетинга группы компаний «ГРАС».
 
Парковки
О решениях, связанных с организацией городских парковок, рассказали 15 опрошенных экспертов. С 1 июня вся территория внутри Бульварного кольца стала зоной платного паркинга, а с 25 декабря планируется расширение этой зоны до Садового кольца. При этом тариф за парковку будет увеличен с 50 до 80 рублей в час внутри Бульварного кольца, а в зоне Садового кольца тариф составит 60 рублей в час.
 
Решение о введении платной парковки столкнулось с сопротивлением со стороны жителей центра, которые потребовали объявить мораторий на расширение зоны, внутри которой будет взиматься плата, а также провести референдум по этому поводу. Мосгордума примет решение о проведении референдума 18 декабря.
 
По данным онлайн-голосования на www.irn.ru, за бесплатную парковку выступают 38,5% читателей. Остальные считают, что плата за парковку должна взиматься, однако называют разные зоны: 18% участников онлайн-голосования поддерживают идею платного паркинга внутри Садового кольца, 17% говорят, что платная парковка должна распространяться на весь город, 14,5% считают, что платная зона должна быть ограничена Бульварным кольцом, а 11,5% предлагают расширить ее до Третьего транспортного кольца.
 
«Проект непростой, поскольку вызывает массу противоречий у горожан, в первую очередь у жителей центральных районов города, однако, очевидно, очень необходимый городу, – считает Ольга Новицкая (ГК «МИЦ»). – Город остро нуждается в организации цивилизованной парковки и в освобождении центра от машин. В конце концов, так живет весь цивилизованный мир, и рано или поздно в сознании москвичей платная парковка и передвижение на общественном транспорте станет нормой жизни, позволяющей экономить время и нервы».
 
Помимо введения платы за парковку в центре Москвы, среди значимых изменений эксперты отметили организацию внутридомового парковочного пространства. «В этом году активно проводились мероприятия по удалению «ракушек» внутри дворов. Это существенно увеличило количество мест для парковки автомобилей жильцами домов. Так как нередко нерадивые москвичи организовывали внутри «ракушек» склад для старых вещей и иного мусора», – говорит Сергей Чемерикин (MRICS).
 
Велосипедный бум
Весьма заметной мерой оказалось развитие велосипедной инфраструктуры – об этом сообщили 14 опрошенных экспертов. «Москва становится все более «велосипедной». Этот вид транспорта ощутимо развивается: например, в городе оборудованы стоянки, где можно взять напрокат велосипед, хотя дорожек и маршрутов все-таки не хватает. Тем не менее ясно одно: Москва перенимает позитивный опыт из Европы», – отмечает генеральный директор компании «НДВ-Недвижимость» Александр Хрусталев.
 
В настоящее время протяженность велосипедных дорожек в Москве составляет 146 км, а в 2014 году департамент транспорта обещает увеличить этот показатель до 281 км. Кроме того, 1 июня 2013 года в Москве заработал городской велопрокат – в настоящее время в городе насчитывается 50 пунктов велопроката. За сезон столичными велопрокатами воспользовались около 46 000 человек, в прокате было около 450 велосипедов. Следующей весной власти планируют открыть около 300 новых пунктов проката на 5000 велосипедов. «На мой взгляд, появление сети Velobike – один из ключевых и поворотных моментов в развитии велосипедной культуры в городе, – говорит Сергей Чебатков, руководитель отдела маркетинга холдинга «Лион Групп». – Разумеется, нам еще очень далеко до многих европейских стран, где велосипед – привычный и повседневный вид транспорта, однако прогресс в этом вопросе несомненно радует».
 
Архитектурный облик
Об изменениях, которые оказали влияние на архитектурный облик города, рассказали семь опрошенных экспертов. «Отмечу разработку концепции размещения рекламы, реализация которой позволила очистить город от визуального мусора. Стали видны фасады зданий, и оказалось, что Москва – город с богатым архитектурным наследием», – говорит Ольга Володина («Сити-XXI век»). В соответствии с новым регламентом размещения наружной рекламы с магистралей города убрали сотни рекламных щитов размером 6х3 м.
 
«Мне показались значимыми и бросающимися в глаза инициативы по изменению системы освещения улиц и фасадов домов. На фасадах в основном сталинских домов была в организованном порядке установлена лучевая подсветка, которая поистине изменила вид улиц и облик города в целом вечером. Здесь же следует отметить декоративное освещение определенных значимых мест в городе с использованием иллюминации на деревьях, вдоль декоративных элементов козырьков и портиков зданий. Это придает городу красоту, уникальность, подчеркивает исторически значимые объекты и просто радует глаз», – говорит Вера Сецкая (GVA Sawyer).
 
Среди решений, которые «сыграют» в будущем, Петр Кирилловский (ГК «ГРАС») назвал принятие нового порядка размещения вывесок и информационных конструкций: «Уже к 1 мая 2014 года внутри Садового можно будет увидеть красивые, аккуратные вывески магазинов, а к 1 мая 2016 года – и внутри МКАД».
 
Значимый вклад в сохранение культурного наследия столицы внесла новая программа льготной аренды памятников архитектуры, находящихся в аварийном состоянии, которая называется «1 рубль за квадратный метр». «Хорошая идея привлечь средства частных инвесторов в реставрационные проекты. Тем самым арендаторы объектов культурного наследия обязуются выполнить ремонтно-реставрационные работы», – отмечает Мария Самсонова, исполнительный директор Mayfair Properties.
 
За порчу или уничтожение зданий-памятников при действующей льготной арендной ставке введен штраф размером 3 млн рублей. «Помимо ограничений на планировочные решения, владельцы подобных объектов проводят реновацию прилегающих территорий, переоборудуя неиспользуемые части земельных участков в плоскостные парковки или парковые зоны», – говорит Анна Цирульская, заместитель начальника ФГУП «ЦПО» при Спецстрое России». На реставрацию 171 здания-памятника, принадлежащего Москве, в 2013 г. власти приняли решение выделить 6,5 млрд руб., остальные 125 объектов реставрируются за счет частных инвесторов.
 
* В опросе участвовали:
 
Александр Хрусталев, генеральный директор компании «НДВ-Недвижимость»
Александра Кржевова, руководитель отдела маркетинга и аналитики ГК «Пионер»
Анна Березина, руководитель направления «AVITO Недвижимость»
Анна Данченок, заместитель руководителя департамента консалтинга и оценки NAI Becar (Москва)
Анна Цирульская, заместитель начальника ФГУП «ЦПО» при Спецстрое России»
Артем Полещук, директор по развитию компании Praedium
Вадим Ламин, управляющий партнер агентства недвижимости Spencer Estate
Вера Сецкая, президент GVA Sawyer
Григорий Алтухов, коммерческий директор ФСК «Лидер» 
Дмитрий Котровский, вице-президент девелоперской компании «Химки Групп»
Евгений Каур, управляющий директор компании LCMC
Евгения Старкова, директор по маркетингу компании MR Group
Иван Татаринов, коммерческий директор компании Glincom
Ирина Могилатова, управляющий партнер агентства недвижимости Tweed
Ирина Мошева, генеральный директор СП RDI & Limitless
Максим Морозов, генеральный директор M9 Development
Марина Денискина, руководитель департамента жилищного строительства группы компаний «Гео Девелопмент»
Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп»
Мария Самсонова, исполнительный директор Mayfair Properties
Мария Стольникова, директор по развитию направления стратегического консалтинга CBRE
Наталия Саакянц, коммерческий директор RoseGroup
Наталья Бланкова, маркетолог компании «Эталон-Инвест»
Наталья Картавцева, заместитель генерального директора по продажам ОАО «ОПИН»
Николай Кривозерцев, генеральный директор EcoStandard group
Олег Птушкин, заместитель генерального директора ГК «МИГ-Недвижимость»
Ольга Володина, директор по реализации социально-градостроительной концепции «Мини-полис» компании «Сити-XXI век»
Ольга Новицкая, директор по связям с общественностью ГК «МИЦ»
Павел Лепиш, генеральный директор компании «Домус финанс»
Петр Кирилловский, руководитель управления маркетинга группы компаний «ГРАС»
Петр Машаров, генеральный директор АН «Century 21 Еврогрупп», партнер КР «Мегаполис-Сервис»
Роман Лазенков, управляющий ООО «ЛСР. Базовые-М»
Руслан Винокуров, коммерческий директор «Базис инвестмент компани»
Сергей Гвамичава, коммерческий директор УК «Артэко»
Сергей Матюхин, генеральный директор компании KR Properties
Сергей Палий, специалист по связям с общественностью группы компаний «Домостроитель»
Сергей Свиридов, старший партнер, вице-президент по развитию Sminex
Сергей Чебатков, руководитель отдела маркетинга холдинга «Лион Групп»
Сергей Чемерикин, MRICS, директор отдела оценки в московском офисе Cushman & Wakefield
Софья Лебедева, генеральный директор «МИЭЛЬ-Новостройки»
Татьяна Шарова, руководитель службы проектного консалтинга и аналитики компании Welhome
Тимур Абдуллин, директор по развитию консалтинговой группы «Апхилл»
Юлий Борисов, главный архитектор, соучредитель UNK project
Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG
 

Обсуждение (0)

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

Все статьи