Кладовка в новостройке: купить квартиру в Москве и Подмосковье с ней или без нее?

 
Застройщики правильно делают, что не навязывают покупателям кладовки в качестве обязательного дополнения к основному приобретению – квартире. Клиентам надо дать выбор – покупать себе чулан или нет, ведь каждый квадратный метр стоит денег. Особенно подобный подход актуален сегодня, когда люди тщательно считают деньги и не готовы к «второстепенным» покупкам, несмотря на их очевидную функциональность и полезность для домашнего хозяйства.
 
К таким выводам позволяет прийти очередной социологический опрос, проведенный «Журналом о недвижимости MetrInfo.Ru», посвященный отношению потребителей к кладовкам. Речь идет не о «темных комнатах» непосредственно в квартирах, которые можно встретить в некоторых проектах советского времени, а о подсобных хозяйственных помещениях, расположенных в цокольных этажах зданий. Такие чуланы, как правило, покупатели могут приобрести дополнительно и абсолютно добровольно, а иногда «пакетом», и тогда стоимость кладовки включается в общую стоимость покупки.
 
Квадратный метр подсобного помещения дешевле, чем «квартирный». В популярных подмосковных проектах стоимость «квадрата» в подсобках начинается где-то от 40 000 рублей, а целиком купить чулан можно за 200 000 - 300 000 рублей. Есть варианты и дороже – около 700 000 рублей. В московских жилых комплексах стоимость метра в кладовке – 80 000 - 120 000 рублей, а цена келлера может быть и около 2 млн рублей в дорогих проектах. Площадь подсобок варьируется в рамках от 3 до 20 кв. м. Кладовки есть в таких известных жилых комплексах, как ЖК «Солнечная система» в Химках, «Рациональ» в Реутове, «Краски жизни» в Видном, «Самоцветы» в Люберцах, ЖК «Марьино-Град» в Новой Москве, ЖК «Экопарк Нахабино» в Красногорском районе, в московских «Садовых кварталах».
 
Идея хорошая, но денег жалко
Кладовка – вещь со всех сторон замечательная, но далеко не все потенциальные покупатели готовы их приобретать.
 
60% участников опроса, проведенного журналом www.metrinfo.ru, заявили, что не стали бы покупать еще и чулан, после того как купили квартиру. Мол, к чему лишние траты? 16% респондентов, наоборот, очень даже не против полезного приобретения, а еще 7% заявили, что сначала должны оценить расходы, а потом будут решать – покупать или нет. Еще 4% сообщили, что у них кладовка уже есть, поэтому их данная проблема не волнует. 13% затруднились с ответом.
 
Участники опроса приветствовали подход тех застройщиков, которые предлагают приобрести подсобные помещения по желанию покупателя. За «добровольную» покупку высказались 57%. Ведь кладовки нужны не всем, пусть покупают те, кому это действительно необходимо, говорили респонденты. Кроме того, кладовка «в нагрузку» увеличивает общую стоимость квартиры, что крайне нежелательно для потребителя. 12% считает, что приобретать жилье и подсобку «пакетом», наоборот, удобно. 5% опрошенных считают, что и тот и другой подход имеют право на существование и тут уж решать покупателю, какой из них выбрать. 26% не определились в выборе более подходящего варианта.
 
В ходе опроса аудитории задавали и другие вопросы: где лучше размещать кладовку – в квартире или в подвале, а также интересовались, как граждане использовали бы чуланы. По мнению участников исследования, кладовки можно размещать и в цокольных этажах, и устраивать «темные комнаты» в квартирах – оба решения вполне приемлемы. В первом случае плюс – не будет захламляться квартира, во втором – не надо будет без конца бегать в подвал то за молотком, то за банкой с огурцами. Да-да, в кладовках народ в первую очередь хранил бы домашние консервы, инструменты, а также шины и запчасти для автомобилей и разнообразный инвентарь – велосипеды, скутеры, коляски, лыжи, сноуборды.
 
Короче говоря, участники опроса относятся к кладовкам с симпатией, сама идея иметь чулан им нравится, но вот платить за лишние метры большинство не готово.
 
Застройщики это прекрасно понимают, что и подтвердили эксперты, к которым обратился журнал «Метринфо».
 
Спрос есть, но никто ни на чем не настаивает
Практически все опрошенные журналом представители компаний отмечают, что интерес у покупателей к кладовкам, расположенным в цокольных этажах зданий, определенно есть, и он постепенно растет. По наблюдениям Екатерины Фонаревой, коммерческого директора корпорации «Баркли», активнее приобретают келлеры собственники небольших квартир: «чем мельче нарезка, тем более востребованы дополнительные помещения». А хозяевам просторных жилищ с гардеробными и темными комнатами другие хозяйственные помещения не особенно и нужны.
 
Виталий Разуваев, коммерческий директор девелоперской компании «Сити-XXI век», замечает, что на рынке жилья комфорт- и бизнес-класса спрос выше, чем в сегменте эконом: «В свое время мы продавали их в комплексе «Янтарный город», который относится к более высокой категории, и эти помещения очень быстро нашли покупателей».
 
Но предложение это на рынке довольно новое, оно должно прижиться. Поэтому кладовки имеются далеко не во всех продающихся жилых комплексах. Более того, Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп», считает, что сейчас это скорее исключение, чем правило. «Правда, практика проектирования таких подсобных помещений в последнее время с каждым годом получает все большее распространение, – отмечает эксперт. – В массовом сегменте кладовки, как правило, предлагаются в крупных жилых комплексах Подмосковья, например, в ЖК «Солнечная система» и ЖК «Пятницкие кварталы». В высокобюджетных новостройках келлеры также набирают популярность. Сегодня данную опцию предлагают ЖК Art Residence, ЖК «Садовые кварталы», ЖК EGODOM, комплексы апартаментов «Парк Мира» и Tivoli».
 
Эксперты говорят, что нередко кладовки продаются дольше, чем квартиры, – покупатели должны, по выражению Алексея Оленева, заместителя директора департамента новостроек Est-a-Tet, «распробовать» продукт. Нераспроданные кладовки, по словам Марии Литинецкой, участвуют в акциях, согласно которым к покупке оставшихся квартир прилагается кладовая бесплатно. Также некоторые застройщики предлагают жителям комплекса арендовать нераскупленные келлеры или приобрести их со скидкой 40-50%.
 
Что же касается способа покупки подсобных помещений («добровольно» или «принудительно»), то, как следует из разъяснений экспертов, в дорогих комплексах кладовки часто идут «в пакете» с квартирой, чему обеспеченные покупатели особенно не противятся. Если предложение застройщика делает их жизнь еще более комфортной, они за лишнее удобство спокойно платят миллион-другой.
 
В массовом же сегменте, где у клиентов нет лишних денег, покупать кладовки никто не заставляет. Застройщики и продавцы знают, что покупатели жилья экономкласса крайне нервно относятся к навязываемым опциям. Лучше, если они сами придут к решению приобрести келлер. Ведь покупку можно разбить на этапы, подчеркивает Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой»: сначала купить квартиру, потом – кладовку. И, кстати, Ирина Доброхотова обращает внимание на то, что покупать отдельную кладовку выгоднее, чем «темную комнату» в квартире: «Потому что за кладовку в квартире придется платить почти полноценную стоимость жилого помещения (по цене квадратного метра объекта), а цена квадратного метра за пределами квартиры обычно вполовину дешевле. К тому же отдельная кладовка может быть впоследствии продана, в отличие от встроенной в квартиру «темной комнаты».
 
Что же, застройщиков и их маркетологов за их корректную «кладовочно-чуланную» политику можно только похвалить. Они действительно хорошо чувствуют спрос и знают, как грамотно обращаться с покупателем. Опрос, проведенный журналом www.metrinfo.ru, только подтверждает, что курс на «ненавязывание» клиентам даже очень хороших опций и сервисов – правильный.
 
Полностью отчет о проведенном исследовании читайте в статье «Народное мнение: кладовки должны продаваться отдельно от квартир».
 
Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.
 
Источник: https://www.irn.ru