Как правильно оформить новостройки в собственность

Механизм приобретения квартир в новостройках в нашей стране пока не отлажен. Отдать необходимое количество денег продавцу и начать спокойно жить в новой квартире, пожалуй, еще никому не удавалось. Прежде чем стать полноправным собственником квадратных метров, приходится преодолеть ряд испытаний. Одно из них – регистрация права собственности на недвижимое имущество. По закону эта процедура должна произойти в течение 30 дней с момента предоставления в регистрирующий орган необходимых документов. В действительности – процесс может продлиться гораздо дольше.

Процедура в идеале

Вопрос регистрации прав на недвижимое имущество регулирует "одноименный" Федеральный Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Он дает следующее определение этому процессу: "Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права".

Занимается регистрацией и непосредственно осуществляет данную процедуру Федеральная регистрационная служба (ФРС).

Вкратце процесс регистрации прав на новостройку выглядит следующим образом.

- По окончании строительства компания-застройщик сдает дом госкомиссии, которая должна принять этот объект.

- После чего к делу подключается Бюро технической инвентаризации (БТИ), утверждающее поэтажные планы дома и экспликации к ним.

- Затем документы подаются в ФРС, где сначала они проходят правовую экспертизу, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и в Единый государственный реестр вносятся соответствующие записи. Именно этот день считается датой государственной регистрации прав на квартиру (дом).

Сроки оформления права собственности на квартиру в новостройке составляют 30 дней с момента представления регистраторам полного комплекта документов.

Какие нужны документы

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного лица. Вместе с заявлением предоставляются документы о правах на недвижимость, документы об уплате государственной пошлины, документы, удостоверяющие личность, а также другие документы, определенные ст. 16,17,18, Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Кстати, отнеситесь к внешнему виду этих документов предельно внимательно. Согласно ст. 18 вышеуказанного закона, "документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание" не будут приняты ФРС.

Регистрация прав собственности – это не формальность. По закону, без нее вы не имеете права жить в квартире. И если это правило на практике практически всегда нарушается, то разменивать незарегистрированную недвижимость или закладывать ее (например, для получения кредита в банке), никак не получится.

Перечень основных документов

- поэтажный план и экспликация квартиры из БТИ;

- заявление о регистрации права собственности;

- оплаченная квитанция об оплате государственной пошлины (500 руб.);

- паспорт;

- договор со строительной компанией;

- акт приёма-передачи квартиры;

- если регистрацией занимается представитель компании, то необходимо снабдить его нотариально заверенной доверенностью.

Все документы должны иметь копии (лучше сделать не одну, а несколько копий). От регистраторов необходимо взять расписку, в том, что они получили от вас или от вашего представителя документы.

Полезный совет

Если вы занимаетесь регистрацией прав самостоятельно, то настоятельно рекомендуем подъехать в территориальный отдел и внимательно изучить информационный стенд с перечнем необходимых документов. Конечно, регистраторы не имеют права требовать документов, не предусмотренных законом, но все нюансы (например, количество копий документов) лучше изучить заранее.

Если сроки затягиваются

Срок в 30 дней, отведенный на госрегистрацию прав на недвижимость, – это пока идеал. Суровая проза жизни совсем иная. Нередко "бесправные" собственники годами ждут заветного свидетельства.

Сроки формирования такого комплекта документов зависят от того, как быстро и в срок исполнят свои обязательства обе стороны. Насколько оперативно застройщик урегулирует свои взаимоотношения с органами местного самоуправления, подготовит и передаст комплект документации, являвшейся основанием для строительства жилого дома в Федеральную регистрационную службу и т.д. А покупатель, в свою очередь тоже должен своевременно предоставить требуемые документы, оплатить госпошлину, выдать доверенность на представление интересов в ФРС.

Также проблемы могут быть вызваны несоответствием предоставленных на регистрацию документов. И если у государственного регистратора есть какие-то сомнения или претензии к документам, то возможно процедуру приостановить – на срок не более чем на 1 месяц, пока все недоразумения не будут устранены. Процесс может быть остановлен и одной из сторон сделки, тогда госрегистрация "тормозится" на срок не более 3 месяцев.

Процесс регистрации тормозят и сугубо внешние факторы: иногда затягивается процесс приема дома, в котором комиссия находит все новые и новые недочеты, да и БТИ часто не слишком торопится придти на помощь. В общем, на практике многое, как обычно, зависит от отношений застройщиков с чиновниками - представителями муниципальной власти.

Не улучшает ситуацию и наше законодательство, которое нередко бывает не только несовершенно, но и противоречиво. Так, вступивший в силу три года назад новый Жилищный кодекс РФ изменил подход к подсчету общей площади квартир. Необогреваемые и неосвещаемые помещения (балконы, лоджии) были исключены из перечня площадей, за которые взимается "коммуналка". В результате может получиться, что в договорах будет указана одна площадь квартиры, а в акте БТИ, соответственно, – совсем другая. Чтобы избежать разночтений, рекомендуем в документах указывать целых три параметра квартирных площадей:

- с учетом лоджий и балконов;

- общую площадь квартиры без учета лоджий и балконов;

- жилую площадь.

Кто поедет к регистраторам

Как вы уже, наверное, поняли из текста статьи, заниматься оформлением права собственности на недвижимость может и продавец, и покупатель. Изначально это прописано в договоре.

Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Конечно, удобно, если за вас все сделает представитель компании, и в один прекрасный день вручит вам красивый документ о собственности на новую квартиру. Однако, как показывает практика, если права оформляются "скопом", приходится ждать, когда все жители сподобятся предоставить необходимые документы представителю. А это долго!

В договоре с компанией обязательно должен содержаться пункт о неустойке за нарушение этих обязательств. Если он отсутствует, то обиженная сторона можно руководствоваться Законом РФ "О защите прав потребителей" и Гражданским кодексом. Кстати, признание права собственности можно осуществить в судебном порядке. Но это, как говорится, уже другая история.

Источник http://www.59dom.ru

Обсуждение (0)

  • Застройщик отказывается предоставлять копии БТИ на дом , квартиру, говорят сами идите в бти и они вам сделают копию но за это нужно им платить, в договоре это не указано что застройщик должен предоставить копии, что делать ? Есть какой не будь закон? Или на что сослаться? Застройщик ООО "СТЕКСС"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

Все статьи
Постановление № 612-ПП Об утверждении регламента подготовки и выдачи жилищных сертификатов (Москва)
26 декабря 2012
Постановление правительства Москвы от 31 июля 2007 года № 612-ПП об утверждении Регламента подготовки и выдачи Департаментом жилищной политики жилищного фонда города Москвы государственных жилищных сертификатов
Далее
Постановление № 168 О совершенствовании деятельности по реализации программы "Гос. жил. сертификаты"
26 декабря 2012
В целях совершенствования деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" Правительство Российской Федерации постановляет ниже следующее:
Далее
Постановление №320 О мерах по обеспечению реализации программы "Гос. жилищные сертификаты"
26 декабря 2012
В целях обеспечения реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. № 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 40, ст. 4582) Правительство Российской Федерации постановляет ниже следующее:
Далее
Новые законы о недвижимости усложнили жизнь простых людей
25 декабря 2012
Предыдущий год ознаменовался принятием значительного количества новых нормативно-правовых актов, среди которых были и такие, которые однозначно ухудшили права жителей всей России или отдельных ее регионов, а также определенных групп граждан.
Далее
Постановление № 71 О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты"
25 декабря 2012
В целях обеспечения постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, и некоторых других категорий граждан Правительство Российской Федерации постановляет ниже следующее:
Далее